Зарубежная литература Средних веков и Возрождения. Филюшкина С.Н. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
Занятие 1
Средневековье как историко-культурный феномен.
К постановке проблемы .
Задание : внимательно прочитать предлагаемый ниже текст , соста-
вить к нему план , тезисы, конспективно изложить его содержание.
Цель формирование у студента навыков работы с научной литера -
турой.
Понятие «средний век» (medium aevum), возникшее несколько сто-
летий назад для обозначения периода , отделяющего греко-римскую древ-
ность от нового времени , и с самого начала несшее критическую , уничи -
жительную оценку провал, перерыв в культурной истории Европы , не
утратило этого содержания и по сей день. Говоря об отсталости , бескуль-
турье , бесправии, прибегают к выражению «средневековый». «Средневе -
ковье» чуть ли не синоним всего мрачного, реакционного…
Подобное отношение к средним векам, до известной степени объ-
яснимое в XVII и XVIII веках, когда молодая буржуазия, готовясь к от-
крытой борьбе против феодализма, идеологически развенчивала эпоху
господства дворянства и церкви , давно лишилось всякого оправдания.
Не следует забывать, что именно в средние века зародились европейские
нации и сформировались современные государства , сложились языки, на
которых мы до сих пор говорим. Мало того, к средневековью восходят
многие из культурных ценностей , которые легли в основу нашей цивили -
зации. При всех контрастах, связь и преемственность этих культур несо-
мненны (с.5-6).
Не учитывая в полной мере ценностные ориентации и критерии,
которыми вольно или невольно руководствовались люди в феодальном
обществе, мы не можем претендовать на понимание их поведения и, сле-
довательно, на научное объяснение исторического процесса .
Не можем мы , игнорируя систему ценностей , лежавших в основе
миросозерцания людей средневековой эпохи , понять и их культуру. Наи -
более распространенный и популярный в эту эпоху жанр литературного
произведения жития святых, самый типичный образчик архитектуры
собор, в живописи преобладает икона , в скульптуре персонажи Свя-
щенного писания. Средневековые мастера , писатели , художники, пренеб -
регая зримыми очертаниями окружающего их земного мира , пристально
всматриваются в потусторонний мир. Но своеобразен не только предмет,
привлекающий их внимание. Как видят мир эти мастера ? Поэты и ху-
дожники почти вовсе обходят реальную природу, не воспроизводят пей -
зажа, не замечают особенностей отдельных людей , не обращают внима-
ния на то , что в разных странах и в разные эпохи люди одевались по-
разному, жили в иных жилищах, имели другое оружие. Индивидуализа-
ции они предпочитают типизацию, вместо проникновения в многообразие
                                         3

                                    Заняти е 1
       С редневек овье к ак и стори к о-к ультурны й ф еномен.
                     К постановк е проб лемы .

З а да ние : в н им ат е ль н о п ро чит ат ь п ре длагае м ы й н иж е т е кс т , с о с т а-
в ит ь к н е м у п лан , т е зис ы , ко н с п е кт ив н о изло ж ит ь е го с о де рж ан ие .
Ц е ль – ф о рм иро ва ние у ст уде нт а на вы к о в ра бо т ы с на учно й лит е ра -
т уро й.

        П оняти е « средни й век » (medium aevum), возни к ш ее неск ольк о сто-
лети й назад для об означени япери ода, отделяю щ его грек о-ри мск ую древ-
ностьотнового времени , и с самого начала несш ее к ри ти ческ ую , уни чи -
жи тельную оценк у– провал, переры в в к ультурной и стори и Е вропы , – не
утрати ло этого содержани я и по сей день. Г оворяоб отсталости , б еск уль-
турье, б есправи и , при б егаю т к вы ражени ю « средневек овы й». « С редневе-
к овье» – чутьли не си нони м всего мрачного, реак ци онного…
       П одоб ное отнош ени е к средни м век ам, до и звестной степени об ъ-
ясни мое в XVII и XVIII век ах, к огда молодаяб уржуази я, готовяськ от-
к ры той б орьб е проти в ф еодали зма, и деологи ческ и развенчи вала эпоху
господства дворянства и церк ви , давно ли ш и лось всяк ого оправдани я.
Н е следует заб ы вать, что и менно в средни е век а зароди ли сьевропейск и е
наци и и сф орми ровали сьсовременны е государства, сложи ли сьязы к и , на
к оторы х мы до си х пор говори м. М ало того, к средневек овью восходят
многи е и з к ультурны х ценностей, к оторы е легли в основунаш ей ци ви ли -
заци и . П ри всех к онтрастах, связьи преемственность эти х к ультур несо-
мненны (с.5-6).
       … Н е учи ты вая в полной мере ценностны е ори ентаци и и к ри тери и ,
к оторы ми вольно и ли невольно руководствовали сьлю ди в ф еодальном
об щ естве, мы не можем претендовать на пони мани е и х поведени яи , сле-
довательно, на научное об ъяснени е и стори ческ ого процесса.
       Н е можем мы , и гнори руя си стемуценностей, лежавш и х в основе
ми росозерцани я лю дей средневек овой эпохи , понятьи и х к ультуру. Н аи -
б олее распространенны й и популярны й в этуэпохужанр ли тературного
прои зведени я – жи ти я святы х, самы й ти пи чны й об разчи к архи тек туры –
соб ор, в жи вопи си преоб ладает и к она, в ск ульптуре – персонажи С вя-
щ енного пи сани я. С редневек овы е мастера, пи сатели , художни к и , пренеб -
регая зри мы ми очертани ями ок ружаю щ его и х земного ми ра, при стально
всматри ваю тся в потусторонни й ми р. Н о своеоб разен не тольк о предмет,
при влек аю щ и й и х вни мани е. Как ви дят ми р эти мастера? П оэты и ху-
дожни к и почти вовсе об ходят реальную при роду, не воспрои зводят пей-
зажа, не замечаю т особ енностей отдельны х лю дей, не об ращ аю твни ма-
ни я на то, что в разны х странах и в разны е эпохи лю ди одевали сьпо-
разному, жи ли в и ны х жи ли щ ах, и мели другое оружи е. И нди ви дуали за-
ци и они предпочи таю тти пи заци ю , вместо прони к новени явмногооб рази е