Зарубежная литература Средних веков и Возрождения. Филюшкина С.Н. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
жизненных явлений исходят из непримиримой противоположности
возвышенного и низменного, располагая на полюсах абсолютное добро и
абсолютное зло.
Творимый средневековым художником мир очень своеобразен и
необычен на взгляд современного человека. Художник как бы не знает,
что мир трехмерен, обладает глубиной : на его картине пространство за-
менено плоскостью . Неужели не известно ему и то, как протекает время?
Ведь на картинах средневековых живописцев нередко последовательные
действия изображаются симультанно: в картине совмещаются несколько
сцен, разделенных временем . Например, Иоанн Креститель, стоящий пе -
ред лицом царя Ирода , Иоанн Креститель в момент, когда палач отсекает
ему голову, и Иродиада , подносящая Ироду блюдо с головой Иоанна ,
бездыханное тело которого лежит подле, изображены бок о бок на одной
картине… (с.7-9).
«Странности» средневекового сознания обнаруживаются не
только в искусстве . Разве не удивительно с современной точки зрения,
например, то, что слово, идея в системе средневекового сознания облада -
ли той же мерой реальности , как и предметный мир, как и вещи, которым
соответствуют общие понятия, что конкретное и абстрактное не разгра -
ничивались или , во всяком случае, грани между ними были нечеткими ?
что доблестью в средние века считалось повторение мыслей древних ав-
торитетов, а высказывание новых идей осуждалось? что плагиат не под-
вергался преследованию, тогда как оригинальность могла быть принята за
ересь?
< > Учения о прекрасном мыслителей этой эпохи были неизменно
ориентированы на постижение бога творца всех видимых форм , кото-
рые и существуют не сами по себе, но лишь как средства для постижения
божественного разума. Точно также история не представлялась уму сред-
невекового человека самостоятельным, спонтанно, по своим зако-
нам, развивающимся процессом , этот поток событий, развивающийся во
времени , получал свой смысл только при рассмотрении его в плане веч-
ности и осуществления божьего замысла . Рассуждения ученых средневе -
ковья о богатстве, собственности , цене, труде и других экономических
категориях были составной частью анализа этических категорий: что та -
кое справедливость, каково должно быть поведение человека (в том числе
и хозяйственно), для того, чтобы оно не привело его в конфликт с высшей
и конечной целью спасением души? Философия «служанка богосло-
вия» , и в глазах средневекового философа такая ее функция долго явля-
лась единственным ее оправданием, придавала глубокую значимость его
рассуждениям (с. 10-11)
< > Богословие представляло собой «наивысшее обобщение» со-
циальной практики человека средневековья , оно давало общезначимую
знаковую систему, в терминах которой члены феодального общества
осознавали себя и свой мир и находили его обоснование и объяснение
< >.
                                   4
жи зненны х явлени й и сходят и з непри ми ри мой        проти воположности
возвы ш енного и ни зменного, располагая на полю сах аб солю тное доб ро и
аб солю тное зло.
       Т вори мы й средневек овы м художни к ом ми р очень своеоб разен и
необ ы чен на взгляд современного человек а. Х удожни к к ак б ы не знает,
что ми р трехмерен, об ладает глуби ной: на его к арти не пространство за-
менено плоск остью . Н еужели не и звестно емуи то, к ак протек аетвремя?
В едьна к арти нах средневек овы х жи вопи сцев нередк о последовательны е
действи я и зоб ражаю тся си мультанно: в к арти не совмещ аю тся неск ольк о
сцен, разделенны х временем. Н апри мер, И оанн Крести тель, стоящ и й пе-
ред ли цом царя И рода, И оанн К рести тельв момент, к огда палач отсек ает
емуголову, и И роди ада, подносящ ая И родуб лю до с головой И оанна,
б езды ханное тело к оторого лежи тподле, и зоб ражены б ок о б ок на одной
к арти не… (с.7-9).
       … « С транности » средневек ового сознани я об наружи ваю тся не
тольк о в и ск усстве. Разве не уди ви тельно с современной точк и зрени я,
напри мер, то, что слово, и дея в си стеме средневек ового сознани яоб лада-
ли той же мерой реальности , к ак и предметны й ми р, к ак и вещ и , к оторы м
соответствую т об щ и е поняти я, что к онк ретное и аб страк тное не разгра-
ни чи вали сьи ли , во всяк ом случае, грани междуни ми б ы ли нечетк и ми ?
что доб лестью в средни е век а счи талосьповторени е мы слей древни х ав-
тори тетов, а вы ск азы вани е новы х и дей осуждалось? что плаги ат не под-
вергалсяпреследовани ю , тогда к ак ори ги нальностьмогла б ы тьпри нята за
ересь? …
       <… > У чени яо прек расном мы сли телей этой эпохи б ы ли неи зменно
ори енти рованы на пости жени е б ога – творца всех ви ди мы х ф орм, к ото-
ры е и сущ ествую тне сами по себ е, но ли ш ьк ак средства дляпости жени я
б ожественного разума. Т очно так же и стори яне представляласьумусред-
невек ового человек а          самостоятельны м, спонтанно, по свои м зак о-
нам, разви ваю щ и мсяпроцессом, – этотпоток соб ы ти й, разви ваю щ и йсяво
времени , получал свой смы сл тольк о при рассмотрени и его в плане веч-
ности и осущ ествлени я б ожьего замы сла. Рассуждени я учены х средневе-
к овья о б огатстве, соб ственности , цене, труде и други х эк ономи ческ и х
к атегори ях б ы ли составной частью анали за эти ческ и х к атегори й: что та-
к ое справедли вость, к ак ово должно б ы тьповедени е человек а (втом чи сле
и хозяйственно), длятого, чтоб ы оно не при вело его вк онф ли к тсвы сш ей
и к онечной целью – спасени ем душ и ? Ф и лософ и я – « служанк а б огосло-
ви я», и в глазах средневек ового ф и лософ а так ая ее ф унк ци я долго явля-
ласьеди нственны м ее оправдани ем, при давала глубок ую значи мостьего
рассуждени ям (с. 10-11)
        <… > Богослови е представляло соб ой « наи вы сш ее об об щ ени е» со-
ци альной прак ти к и человек а средневек овья, оно давало об щ езначи мую
знак овую си стему, в терми нах к оторой члены ф еодального об щ ества
осознавали себ я и свой ми р и находи ли его об основани е и об ъяснени е
<… >.