Научное творчество и организация НИДС в вузе. Галустов А.Р - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

28
2.1 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА, ВАРИАНТЫ И ПОДХОДЫ
В настоящее время возрастают требования к уровню подготовки творче-
ских способностей квалифицированного специалиста, к его умению самостоя-
тельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе дальнейшей
профессиональной деятельности. Сегодня только творчески относящийся к сво-
ей работе человек может справиться со всем комплексом практических и теоре-
тических задач, которые ставит перед ним быстро развивающиеся экономиче-
ские преобразования и научно-технический процесс
Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первона-
чально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций.
Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из
ничего (creatio ex nihilo). С этим органически связаны представления о непозна-
ваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н.Бердяев: "Непости-
жимо, что есть творчество". Бросается в глаза несоответствие подобных пред-
ставлений данным науки и практики.
Однако одной лишь констатации такого несоответствия явно недостаточно.
Правильнее, не сводя суть дела к логическим несообразностям, постараться
увидеть в представлениях об "абсолютном" (божественном) творчестве гипер-
болизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой
личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению
максимально возможных результатов при минимуме средств.
Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества
и соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактери-
зовать как мистификацию творчества.
Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное по-
знание природы творчества и эффективное использование творческих способ-
ностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию
творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихий-
но, то их преодолениев своей основе сознательный, целенаправленный про-
цесс.
Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и
преобразования мира. Апробированные в других областях науки и практики ме-
тодологические принципы имеют первостепенное значение и для разгадки
айны" творчества. Объективные предпосылки творчества заключены уже в
универсальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожимости (от-
куда непосредственно следует невозможность creatio ex nihilo), ее самодвиже-
нии и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но
было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи.
В истории познания имели место попытки расширительного толкования
творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось
атрибутом материи.
Подобный подход, присущий как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.),
так и материалистам (например, К.А. Тимирязеву), можно назвать «панкреа-
цианизмом» (по аналогии с понятиями пантеизма, панпсихизма и др.).
             2.1 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА, ВАРИАНТЫ И ПОДХОДЫ

     В настоящее время возрастают требования к уровню подготовки творче-
ских способностей квалифицированного специалиста, к его умению самостоя-
тельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе дальнейшей
профессиональной деятельности. Сегодня только творчески относящийся к сво-
ей работе человек может справиться со всем комплексом практических и теоре-
тических задач, которые ставит перед ним быстро развивающиеся экономиче-
ские преобразования и научно-технический процесс
     Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первона-
чально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций.
     Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из
ничего (creatio ex nihilo). С этим органически связаны представления о непозна-
ваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н.Бердяев: "Непости-
жимо, что есть творчество". Бросается в глаза несоответствие подобных пред-
ставлений данным науки и практики.
     Однако одной лишь констатации такого несоответствия явно недостаточно.
Правильнее, не сводя суть дела к логическим несообразностям, постараться
увидеть в представлениях об "абсолютном" (божественном) творчестве гипер-
болизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой
личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению
максимально возможных результатов при минимуме средств.
     Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества
и соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактери-
зовать как мистификацию творчества.
     Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное по-
знание природы творчества и эффективное использование творческих способ-
ностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию
творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихий-
но, то их преодоление — в своей основе сознательный, целенаправленный про-
цесс.
     Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и
преобразования мира. Апробированные в других областях науки и практики ме-
тодологические принципы имеют первостепенное значение и для разгадки
"тайны" творчества. Объективные предпосылки творчества заключены уже в
универсальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожимости (от-
куда непосредственно следует невозможность creatio ex nihilo), ее самодвиже-
нии и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но
было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи.
     В истории познания имели место попытки расширительного толкования
творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось
атрибутом материи.
     Подобный подход, присущий как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.),
так и материалистам (например, К.А. Тимирязеву), можно назвать «панкреа-
цианизмом» (по аналогии с понятиями пантеизма, панпсихизма и др.).

                                      28