ВУЗ:
Составители:
30
Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических ус-
ловиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим
миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда
включен субъект творчества.
Одним из необходимых условий развития научного и художественного
творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы
мнений.
Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже
ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отно-
шение к традиции.
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производст-
ва) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вы-
вести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может полу-
чить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную си-
туацию.
Чтобы творить, следует еще научиться:
-владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла);
-создавать «законченную вещь», то есть произведение.
Эти стадии протекают последовательно.
Иногда считают, что творчество - это создание такого нового, которое име-
ет положительную общественную значимость, способствует прогрессивному
развитию человечества. По поводу такого определения справедливо выдвигает-
ся возражение: общественной значимости не имеет ни творчество детей, ни ре-
шение взрослым человеком головоломки; в истории известно немало случаев,
когда блестящие достижения творческой мысли людей долгое время не обрета-
ли общественной значимости.
К этому нужно добавить, что если различается общественная и индивиду-
альная значимость, то нет сколько-нибудь веской причины (кроме желания
обезличить картину творчества, без остаточно растворив индивида в «общест-
венном») для игнорирования индивидуальных интересов и индивидуального
творчества.
И еще одно соображение: «привязывание» творчества только к прогрессу,
как в приведенном выше определении, даже при научно-объективном понима-
нии прогресса (а прогресс до сих пор трактуется неоднозначно и даже произ-
вольно) дает повод для очерчивания излишне узкого круга явлений, относимых
к творчеству.
Даже тех деятелей науки и культуры, которые создавали новое в интересах
реакционных социальных групп, вряд ли следует считать нетворческими лич-
ностями. Точнее будет избрать угол зрения на творчество, который мог бы ох-
ватить многообразные его проявления - и прогрессивное, и реакционное, кон-
сервативное, и нейтральное по отношению к прогрессу. Это скорее виды или
типы творчества, нежели само его существо.
В связи с этим можно принять в качестве рабочего, требующего корректи-
вов, следующее определение «творчества», встречающееся в философской ли-
Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических ус- ловиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отно- шение к традиции. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производст- ва) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вы- вести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может полу- чить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную си- туацию. Чтобы творить, следует еще научиться: -владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла); -создавать «законченную вещь», то есть произведение. Эти стадии протекают последовательно. Иногда считают, что творчество - это создание такого нового, которое име- ет положительную общественную значимость, способствует прогрессивному развитию человечества. По поводу такого определения справедливо выдвигает- ся возражение: общественной значимости не имеет ни творчество детей, ни ре- шение взрослым человеком головоломки; в истории известно немало случаев, когда блестящие достижения творческой мысли людей долгое время не обрета- ли общественной значимости. К этому нужно добавить, что если различается общественная и индивиду- альная значимость, то нет сколько-нибудь веской причины (кроме желания обезличить картину творчества, без остаточно растворив индивида в «общест- венном») для игнорирования индивидуальных интересов и индивидуального творчества. И еще одно соображение: «привязывание» творчества только к прогрессу, как в приведенном выше определении, даже при научно-объективном понима- нии прогресса (а прогресс до сих пор трактуется неоднозначно и даже произ- вольно) дает повод для очерчивания излишне узкого круга явлений, относимых к творчеству. Даже тех деятелей науки и культуры, которые создавали новое в интересах реакционных социальных групп, вряд ли следует считать нетворческими лич- ностями. Точнее будет избрать угол зрения на творчество, который мог бы ох- ватить многообразные его проявления - и прогрессивное, и реакционное, кон- сервативное, и нейтральное по отношению к прогрессу. Это скорее виды или типы творчества, нежели само его существо. В связи с этим можно принять в качестве рабочего, требующего корректи- вов, следующее определение «творчества», встречающееся в философской ли- 30
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »