Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: Монография. Гайсина Л.Ф. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

1 Социально-педагогическая проблема готовности
студентов вуза к общению в мультикультурной среде
Изучение феномена готовность к общению в мультикультурной
среде затруднено недостаточной разработанностью данного вопроса в
психолого-педагогической теории и практике. Поэтому, по нашему
убеждению, рассмотрение данного вопроса предполагает учет
методологических позиций, определяющих, с одной стороны, наличие
идеологии и практики социального согласия, межэтнической и
межкультурной толерантности (в условиях российской действительности
представляется одним из возможных путей снижения межэтнической
напряженности), с другой стороны, значимость сосуществования и
взаимодействия различных расовых, этнических культур и социальных групп
при полном сохранении идентичности каждой из них (в современном
западномпостиндустриальном обществе отвергается наличие
доминирующей культурной традиции).
При выяснении сущностных характеристик изучаемого явления.
необходимо акцентировать внимание, прежде всего, на понятияхкультура”,
общениеисреда”, раскроем смысл понятиймультикультураиобщение
в мультикультурной среде”.
В отечественной и зарубежной литературе можно встретить понятия
мультикультура”, ”мультикультурализм”, ”мультикультурное образование”,
мультикультурное пространство”. Однако понятиемультикультурная
средав научном обороте не применяется.
Вполне очевидно, что ключевым понятием здесь будет являться слово
культура, краткое концептуальное значение которого необходимо
обозначить для дальнейшего развития темы данного педагогического
исследования.
В русле изучения данного вопроса /45; 80; 91; 130; 202; 214/ нами
сделано следующее заключение: несмотря на множество определений
понятиякультура”, все их можно объединить в три большие группы:
1) Культура как общее интеллектуальное и духовное развитие человека.
2) Культура как творение рук человеческих. Можно выделить
материальную и духовную культуру.
3) Культура как образ жизни какой-либо общности людей.
ЭнциклопедияНароды России дает, на наш взгляд, пожалуй, самое
всеобъемлющее определение, которое мы берем за основу в своем
исследовании: “Культурасистема внебиологических форм обеспечения
жизнедеятельности человекаона охватывает все стороны жизни человека
биологическую (еда, сон, отдых), производственную (создание средств
материального жизнеобеспеченияорудий, пищи, одежды), духовную (язык
и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность),
социальную (коммуникация, социальные отношения)” /147, 456/. Другими
словами, культураэто стиль жизни, характерный для каждой социальной
     1   Социально-педагогическая    проблема    готовности
студентов вуза к общению в мультикультурной среде

     Изучение феномена “готовность к общению в мультикультурной
среде” затруднено недостаточной разработанностью данного вопроса в
психолого-педагогической теории и практике. Поэтому, по нашему
убеждению,    рассмотрение     данного    вопроса    предполагает    учет
методологических позиций, определяющих, с одной стороны, наличие
идеологии и практики социального согласия, межэтнической и
межкультурной толерантности (в условиях российской действительности
представляется одним из возможных путей снижения межэтнической
напряженности), с другой стороны, значимость сосуществования и
взаимодействия различных расовых, этнических культур и социальных групп
при полном сохранении идентичности каждой из них (в современном
западном    “постиндустриальном”      обществе     отвергается   наличие
доминирующей культурной традиции).
     При выяснении сущностных характеристик изучаемого явления.
необходимо акцентировать внимание, прежде всего, на понятиях “культура”,
“общение” и “среда”, раскроем смысл понятий “мультикультура” и “общение
в мультикультурной среде”.
     В отечественной и зарубежной литературе можно встретить понятия
“мультикультура”, ”мультикультурализм”, ”мультикультурное образование”,
”мультикультурное пространство”. Однако понятие “мультикультурная
среда” в научном обороте не применяется.
     Вполне очевидно, что ключевым понятием здесь будет являться слово
“культура”, краткое концептуальное значение которого необходимо
обозначить для дальнейшего развития темы данного педагогического
исследования.
     В русле изучения данного вопроса /45; 80; 91; 130; 202; 214/ нами
сделано следующее заключение: несмотря на множество определений
понятия “культура”, все их можно объединить в три большие группы:
     1) Культура как общее интеллектуальное и духовное развитие человека.
     2) Культура как творение рук человеческих. Можно выделить
материальную и духовную культуру.
     3) Культура как образ жизни какой-либо общности людей.
     Энциклопедия “Народы России” дает, на наш взгляд, пожалуй, самое
всеобъемлющее определение, которое мы берем за основу в своем
исследовании: “Культура – система внебиологических форм обеспечения
жизнедеятельности человека… она охватывает все стороны жизни человека –
биологическую (еда, сон, отдых), производственную (создание средств
материального жизнеобеспечения – орудий, пищи, одежды), духовную (язык
и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность),
социальную (коммуникация, социальные отношения)” /147, 456/. Другими
словами, культура – это стиль жизни, характерный для каждой социальной