Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика. Герасимов Б.И - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

I. ÂÂÅÄÅÍÈÅ Â ÝÊÎÍÎÌÈÊÓ
Тема 1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ
ОБЩЕСТВАХ
Изучение экономики ведется с древнейших времен. Ее зачатки появились в Риме, Индии, Китае. Мыслители того
времени по-разному относились к собственности, труду, деньгам, устройству общества. В их взглядах на экономику
красной нитью проходит мысль о необходимости накопления богатства. Однако учение о богатстве зародилось не в этих
государствах, которые находились на достаточно высоком уровне хозяйственного развития и были центрами хорошо раз-
витых торговых отношений, а в Греции около V в. до н.э. К тому времени греки достигли высокой ступени развития зна-
ний. Наряду с философией они развивали теорию полезных искусств, в которую входили искусство земледелия, медици-
ны, военное искусство, а также искусство управления своим домом.
Греческие мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель внесли крупный вклад в развитие и накопление сведений о
производственной деятельности людей. Именно им принадлежит описание хозяйственного быта греческих полисов через
образы идеализированных правителей и общественных порядков. Считается, что первым стал употреблять термин «эко-
номия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт. Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) изложил свои взгляды в ра-
боте «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт писал, что
экономия (от греческого «ойкос» – дом, «номос» – закон) – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяй-
ство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал
как недостойные виды деятельности. Основную цель он видел в обеспечении производства полезных вещей.
Другой греческий мыслитель Платон (427 – 347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и
изложил ее в своем труде «Политика или государство». Основой такого устройства является идея справедливости. В иде-
альном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:
1) философов, призванных управлять государством;
2) воинов;
3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев.
Рабы не включались ни в одно из сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие ору-
дия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу.
Наиболее глубокие суждения об экономических проблемах имелись у Аристотеля. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) раз-
личал два вида хозяйства: экономиюхозяйство для поддержания и более полного удовлетворения семейных нужд, к
которому он относил главным образом земледелие, и хрематистикухозяйство для обогащения, в которое включал ре-
месло и торговлю. К хрематистике Аристотель относился отрицательно, считая, что она противоречит как законам этики,
так и требованиям природы, поскольку направлена не на удовлетворение повседневных нужд, а на накопление богатства.
Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало эконо-
мическому анализу. Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, он рассматривал
экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства,
принималось как естественное и справедливое. То, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоес-
тественных. Естественные явления способствуют поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых
был Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет сферы обращения, спекулятивной торговли, рос-
товщичества. Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал
ее в хрематистику, которая рассматривалась как искусство «делать деньги». С точки зрения Аристотеля, истинной зада-
чей человека должна быть не физическая жизнь, не накопление богатства, а размышление и созерцание истины, стремле-
ние к собственному совершенству.
После Аристотеля мало что нового было внесено в развитие понимания экономии. Одним из представителей эконо-
мической мысли Средневековья стал Фома Аквинский (1221 – 1275 гг.). Общественное разделение труда он характери-
зовал как естественное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. В частной собствен-
ности он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Цену, которая
основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считал «справедливой ценой». С одной стороны, Ак-
винский считает «справедливой ценой» правильную цену, соответствующую трудовым затратам, а с другойдоказывает
правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу су-
ществование.
В России конец XV – начало XVI вв. ознаменованы как этап завершения процесса ликвидации раздробленности
страны и образования Русского централизованного государства. Наряду с наследственной собственностью бояр расши-
рились поместья и дворянское землевладение как вознаграждение за службу. Экономические интересы поместного дво-
рянства выражал в XVI в. Ермолайсвященник Московской дворцовой церкви (позднее Еразм). В поместном земле-
владении служилых людей Еразм видел экономическую основу Русского централизованного государства.
Экономические доктрины Средневековья опирались в основном на христианское толкование богатства. Христос,
например, осуждал богатство, считал его большим препятствием к спасению души. «Богатому трудно войти в Царство
Небесное. Если хочешь быть совершенным, продай свое имущество и раздай нищим, и ты получишь сокровище на небе;
потом следуй за мной», – говорил Он. Труд признавался достойным похвалы лишь как страдание, как умерщвление пло-
ти, как искупление греха. Но он не должен сопровождаться даже мыслью о приобретении, об обогащении. Вот почему в
эпоху Средневековья понятие экономии предается забвению. Существовавшие экономические доктрины были скорее
сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами раннехристианской справедливости, а не результатом
обобщения реальных фактов экономической жизни.