Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 10 стр.

UptoLike

10
са к проблеме социальности в искусстве. Это был период обновления
разнообразных видов и жанров художественного творчества, переос-
мысления, "всеобщей переоценки ценностей", поисков новых форм. Ха-
рактерными чертами художественной жизни начала века становятся
одновременное существование различных направлений, течений, груп-
пировок, синтез искусств.
Русская литература продолжала играть исключительно важную роль
в культурной жизни страны. В продолжающемся развиваться реалисти-
ческом направлении появляются новые художественно-эстетические
качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет
поиск путей самовыражения личности. В эти годы еще жил и работал
Л. Н. Толстой. В 1899 г. был опубликован его последний роман "Воскре-
сение". В этот период лучшие свои произведения создал А. П. Чехов. В
90-е годы начался творческий путь А. М. Горького, И. А. Бунина,
А. И. Куприна, В. Г. Короленко. В русле реализма работали Н. Га-
рин-Михайловский, В. В. Вересаев, С. Сергеев-Ценский. Особое
место в литературе начала ХХ века занимал Л. Андреев.
Новые явления в литературе и искусстве конца ХIХ – начала ХХ века
были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художествен-
ной культуре ХIХ века. Среди таких явлений было декадентство (от фр. –
упадок), отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, ин-
дивидуализма. Декадентские настроения захватили деятелей различных
художественных направлений, однако чаще эти идеи были присущи мо-
дернистским течениям.
Понятие "модернизм" (фр. – новейший, современный) включало яв-
ления литературы и искусства, рожденные на рубеже веков, новые по
сравнению с реализмом предшествующего столетия. Модернизм был
сложным явлением: внутри него можно выделить несколько течений,
отличных по эстетике и программным установкам (символизм, акме-
изм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и др.). Искусство и
литература модернизма по своей художественно-нравственной ценнос-
ти составляют наше богатейшее культурное наследие и прежде всего
воплощают в себе серебряный век русской культуры.
Символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее
развитие в первом десятилетии ХХ века. Эстетические принципы ново-
го течения были изложены в работах Д. С. Мережковского и К. Д. Баль-
монта. В преобладании реализма Мережковский усматривал причину
упадка литературы, будущее ее связывал с "божественным идеализ-