Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 12 стр.

UptoLike

12
ные организации (среди которых выделялось Русское театральное об-
щество во главе с известной актрисой М. Т. Савиной), проходили съез-
ды деятелей театра. Центрами театральной жизни продолжали оста-
ваться Большой и Малый театры в Москве, Мариинский, Александрин-
ский и Михайловский – в Петербурге, но значительное место в разви-
тии русского театра начала века занимали частные театры.
Событием большого культурного значения стало открытие в 1898 г.
в Москве Художественного театра. Здание театра было построено на
средства крупнейшего российского мецената С. Т. Морозова по проекту
архитектора Ф. О. Шехтеля. У истоков нового театра стояли К. С. Ста-
ниславский и В. И. Немирович-Данченко. Под их руководством театр
стал одним из центров прогрессивного театрального движения, форми-
рования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформле-
ния спектаклей. Основу репертуара театра в первые годы составила
драматургия Чехова и Горького. Чеховская "Чайка", первая постановка
которой состоялась в декабре 1898 г., стала эмблемой нового театра.
Ведущими актерами театра были В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книп-
пер-Чехова.
В 1904 г. в Петербурге открылся театр В. Ф. Комиссаржевской. Ог-
ромный успех на его сцене имели пьесы Горького "Дачники" и "Дети
солнца". В репертуаре театра были также пьесы Чехова, Найденова,
Ибсена. Известностью в начале века пользовались Русский драмати-
ческий театр Ф. А. Корша в Москве, театр литературно-художествен-
ного общества (Суворинский) в Петербурге.
Новые течения, поиски иных средств выразительности ярко про-
явились в творчестве театра В. Э. Мейерхольда и Камерного театра
Е. Таирова. Эксперименты Мейерхольда в области сценического ис-
кусства были направлены на формирование эстетики условного театра
(символов, аллегорий, иносказаний). Выразителем этих исканий был
В. Я. Брюсов. Таиров был приверженцем "новой театральности",
находящейся между реализмом и условностью. Популярными в начале
века были театральные кабаре "Бродячая собака", "Летучая мышь", в
репертуаре которых преобладали фарс, сатира, миниатюра.
В 1896 г., почти сразу же после изобретения его братьями Люмьер,
кинематограф появился в России. Первые видовые и хроникальные филь-
мы демонстрировались в мае 1896 г. в Петербурге и Москве. Очень
скоро кинематограф стал необычайно популярен по всей России. В 1916 г.
в стране насчитывалось 4000 кинотеатров. В 1907–1908 гг. первый рус-