Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 13 стр.

UptoLike

13
ский кинопредприниматель А. А. Ханжонков построил в Москве кино-
фабрику, ряд кинотеатров и начал производство отечественных игро-
вых фильмов. Первым русским игровым фильмом стала "Понизовая
вольница" (по песне о Степане Разине). С 1908 по 1917 г. было снято
более 2000 игровых картин, среди которых: "Пиковая дама", "Отец Сер-
гий", "Бесы", "Война и мир", "Мертвые души". Известный в советский
период режиссер Я. А. Протазанов снял перед революцией 72 фильма.
"Звездами" русского немого кино были В. Холодная, И. Мозжухин,
В. Полонский, В. Максимов.
Музыкальная культура на рубеже веков развивается очень широко и
разнообразно, опираясь на музыкальные традиции прошлого века и при-
обретая новые формы и черты. Открытие новых консерваторий в Сара-
тове, Одессе, Киеве способствовало повышению уровня музыкального
образования в стране и профессионального мастерства музыкантов и
композиторов. Пропагандой достижений музыкальной культуры, разви-
тием музыкального образования занимались многочисленные обще-
ственные организации. Возникали частные музыкальные школы (самая
известная сестер Гнесиных). Появились формы "внешкольного образо-
вания": в 1906 г. в Москве при содействии С. И. Танеева была открыта
народная консерватория, в 1907 г. организован Дом песни, ставивший
целью пропаганду новых идей в музыке.
Интенсивной и разнообразной была концертная жизнь рубежа веков.
На публичных и камерных концертах исполнялась музыка русских и
зарубежных композиторов ХIХ и начала ХХ веков. Возрос интерес к
народной музыке. Из кружка любителей игры на балалайке виртуозом-
исполнителем В. В. Андреевым был создан первый оркестр русских
народных инструментов. С 1911 г. началась концертная деятельность
воронежского крестьянского хора М. Е. Пятницкого. Как самостоятель-
ный жанр сформировалась музыкальная эстрада. На русской сцене бли-
стали исполнительницы русских песен, цыганских и русских романсов
Анастасия Вяльцева и Варя Панина. В образе Белого Пьеро выступал
поэт, композитор и актер Александр Вертинский.
На рубеже веков продолжалось творчество хранителя музыкальных
традиций "могучей кучки" Н. А. Римского-Корсакова. В эти годы им
были созданы оперы "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Ска-
зание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Кащей бессмерт-
ный", "Золотой петушок". Воздействие Римского-Корсакова и Чайковс-