Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 15 стр.

UptoLike

15
особой выразительностью силуэта, динамичностью композиций; в жи-
вописи – символикой образов, пристрастием к иносказаниям.
Товарищество передвижников продолжало оставаться на рубеже
веков одной из основных творческих организаций художников. Выстав-
ки передвижников устраивались до 1923 г. Мастера жанровой живописи
этого периода откликаются на реалии нового времени, находя при этом
новые выразительные средства (С. А. Коровин – "На миру", С. В. Ива-
нов – "В дороге. Смерть переселенца", А. Е. Архипов – "Прачки").
Н. А. Касаткин главным героем своих произведений делает рабоче-
го ("Шахтерка", "Углекопы. Смена", "Рабочий-боевик").
Несколько иной путь развития намечается в исторической теме.
А. П. Рябушкин работает скорее в историко-бытовом, чем чисто
историческом жанре ("Русские женщины ХVII столетия в церкви", "Сва-
дебный поезд в Москве. ХV столетие"). Учредитель "Союза русских
художников", выступавший за реалистические традиции в искусстве,
А. М. Васнецов в своих исторических композициях большое внимание
уделял пейзажу и архитектуре ("Москва конца ХVII столетия. На рас-
свете у Воскресенских ворот"). Обращение к исторической тематике, к
народной культуре характерно также для творчества Н. К. Рериха,
И. Я. Билибина, В. М. Васнецова.
Новый тип картины, в которой совершенно по-особому освоены и
переложены на язык современного искусства фольклорные художествен-
ные традиции, создал Ф. А. Малявин, учившийся в иконописной мастер-
ской и в Академии художеств. Его образы "баб" и "девок" имеют некое
символическое значение – здоровой почвенной Руси.
В творчестве М. В. Нестерова образ Руси предстает как некий иде-
альный, почти зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой.
Его героям чужда мирская суета, они отличаются высокой духовностью
и просветленностью ("Видение отроку Варфоломею", "Сергий Радонежс-
кий", "Великий постриг"). В стремлении художника к плоскостной трак-
товке композиции, нарядности, орнаментальности, утонченной изыскан-
ности пластических ритмов проявилось несомненное влияние модерна.
Одним из самых крупных художников, новатором русской живописи
на рубеже веков явился В. А. Серов. Портрет, пейзаж, натюрморт, бы-
товая, историческая картина; масло, гуашь, темпера, уголь – трудно
найти и живописные, и графические жанры, в которых бы не работал
Серов, и материалы, которые бы он не использовал. Его слава началась
с двух портретов – "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная