Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 17 стр.

UptoLike

17
надлежали художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лан-
сере, музыкальный критик В. Ф. Нувель, публицист, близкий символис-
там, Д. В. Философов. Огромное значение для формирования этого
объединения имела личность Дягилева, мецената и организатора выс-
тавок, а впоследствии импресарио гастролей русского балета и оперы
за границей.
Мирискусники провозгласили новые эстетические принципы, отверг-
нув как салонность академизма, так и тенденциозность передвижниче-
ства. В редакционных статьях журнала были сформулированы основ-
ные положения об автономии искусства, о том, что проблемы совре-
менной культуры – это исключительно проблемы художественной фор-
мы и что главная задача искусства – воспитание эстетических вкусов
русского общества, прежде всего, через знакомство с произведениями
мирового искусства. Идеи и намерения мирискусников объединили вок-
руг кружка почти всех известных художников того времени. "Мир ис-
кусства" превратился в широкое культурно-эстетическое движение, ко-
торое захватило архитектуру и скульптуру, поэзию, театральное искус-
ство, художественную критику и искусствознание.
В культурной жизни страны начала ХХ в. объединение сыграло важ-
ную эстетическую и просветительскую роль. Благодаря мирискусни-
кам по-новому были оценены английское и немецкое искусство, а также
русское искусство ХVIII и начала ХIХ вв., забытое в бурную эпоху пе-
редвижников. Мирискусники "открыли" для современников имена Ро-
котова, Левицкого, Кипренского, Венецианова. Большое художественной зна-
чение имела выставка портрета, организованная А. Н. Бенуа и С. П. Дя-
гилевым в 1905 г. в Таврическом дворце, на которой экспонировались
около 2 тысяч работ. Представители кружка И. Э. Грабарь, А. Н. Бе-
нуа и др. занимались исследованием творчества отдельных художни-
ков, петербургских архитекторов, в целом русского искусства. В 1906 г.
в парижском Осеннем салоне состоялась организованная Дягилевым
грандиозная историческая выставка русской живописи от иконописи до
современности, экспонированная затем в Берлине и Венеции.
Художественное творчество мирискусников тяготело к ретроспек-
тивности, ушедшим эпохам, особенно их интересовал ХVIII век. Наи-
более значительных успехов художники "Мира искусств" достигли в книж-
ной графике, театрально-декорационном искусстве. К. А. Сомов создал
серию графических портретов современников – интеллектуальной эли-
ты (Блок, Лансере, Добужинский, В. Иванов и др). Раньше других этот