Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 18 стр.

UptoLike

18
художник обратился к темам прошлого, явившись предшественником
версальских пейзажей Бенуа. А. Н. Бенуа, идейный вождь "Мира ис-
кусств", был графиком, театральным художником, автором балетных
либретто, теоретиком и историком искусства. Бенуа – иллюстратор –
целая страница в истории книги. Шедевром книжной иллюстрации яви-
лось графическое оформление "Медного всадника". Третьим в ядре
"Мира искусств" был Л. С. Бакст, прославившийся как театральный ху-
дожник. В его оформлении шли балетные спектакли с Анной Павловой,
балеты Фокина, "Шехерезада" Римского-Корсакова и др. Одно из луч-
ших созданий Е. Е. Лансере – 70 рисунков и акварелей к повести Л. Н. Толсто-
го "Хаджи-Мурат". В иллюстрациях М. В. Добужинского самым замечатель-
ным можно считать цикл рисунков к "Белым ночам" Достоевского.
Во втором поколении "Мира искусств" одним из одареннейших ху-
дожников был Б. М. Кустодиев. Кустодиеву тоже свойственна стилиза-
ция, но это стилизация народного лубка. Отсюда яркие праздничные
"Ярмарки", "Масленицы", "Балаганы", отсюда его картины из мещанс-
кого и купеческого быта ("Купчиха", "Купчиха за чаем").
В 1903 г. возникло одно из самых крупных выставочных объедине-
ний начала века – "Союз русских художников". Инициаторами создания
объединения явились московские художники, связанные с "Миром ис-
кусства", но тяготившиеся программным эстетством петербуржцев. На-
циональный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской Рос-
сии один из основных жанров художников "Союза", в котором своеоб-
разно выразил себя "русский импрессионизм" с его преимущественно
сельскими, а не городскими мотивами. "Союзники" в отличие от петер-
буржцев – графиков "Мира искусства" – в основном, живописцы, обла-
дающие повышенным декоративным чувством света, умеющие тон-
чайшими нюансами передать изменчивость природы, лирическое или
романтическое настроение (И. Э. Грабарь – "Мартовский снег",
К. Ф. Юон – "Мартовское солнце", "Троицкая лавра зимой", А. А. Ры-
лов – "Зеленый шум").
Последнее предоктябрьское десятилетие характеризуется противо-
речивостью художественной жизни, напряженностью творческих иска-
ний, иногда прямо исключающих друг друга. Появляются новые объе-
динения художников: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911),
"Ослиный хвост" (1912). Творчество художников, участвовавших в этих
группах (П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов,
К. С. Петров-Водкин, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. П. Конча-