Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 20 стр.

UptoLike

20
тельные материалы: железобетон и металлические конструкции, кото-
рые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные
витрины, создавать причудливый узор из переплетов.
Последние годы ХIХ – начало ХХ века – это время господства мо-
дерна и неоклассицизма. В модерне можно проследить две стадии раз-
вития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом,
декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, вит-
раж), вторая – более конструктивистская. Для стиля модерн свойственна
асимметричность постройки, органическое наращивание объемов, раз-
ный характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, вве-
дение в архитектурный декор стилизованного изображения лилий или
ирисов, применение разной фактуры материалов в оформлении инте-
рьеров. Во всем господствуют капризные криволинейные очертания.
Среди ярких памятников этой эпохи петербургской архитектуры по-
строенный А. И. Гогеном особняк Матильды Кшесинской, возведенное
в 1904 г. по проекту С. А. Бржозовского и С. И. Минаша здание Витеб-
ского (Царскосельского) вокзала, Торговый дом Елисеева на Невском
проспекте (архитектор Г. В. Барановский), Торговый дом Мартенса на
Невском, 21 – ныне Дом моделей (арх. М. С. Лялевич), здание компа-
нии Зингер – теперь Дом книги (арх. П. Ю. Сюзор). Ярким примером
модерна в Москве было творчество Ф. О. Шехтеля, строившего доход-
ные дома, особняки, здания торговых фирм. Особняк Рябушинского у
Никитских ворот – типичный образец русского модерна.
Обращение к традициям древнерусской архитектуры, но через при-
емы модерна, породило так называемый неорусский стиль начала
ХХ века. Примерами этого направления в архитектуре стали Ярос-
лавский вокзал в Москве (Ф. О. Шехтель), Казанский вокзал в Москве
(А. В. Щусев), здание Третьяковской галереи (В. М. Васнецов), музей
А. В. Суворова в Петербурге (А. И. Гоген).
На петербургский модерн оказали влияние традиции монументаль-
ного петербургского классицизма. Это послужило толчком для появле-
ния еще одного стиля неоклассицизма ХХ века. В особняке А. А. По-
ловцова на Каменном острове в Петербурге архитектора И. А. Фомина
в полной мере сказались черты этого стиля: в ионическом ордере ре-
шен фасад, интерьеры особняка в уменьшенном и более скромном виде
как бы повторяют анфиладу зал Таврического дворца, но огромные окна
полуротонды зимнего сада, стилизованный рисунок архитектурных де-
талей четко определяют время начала века. Произведения чисто пе-