Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 19 стр.

UptoLike

19
ловский, Р. Р. Фальк, И. И. Машков, А. И. Куприн и др.), очень разных
по своей творческой манере, несло в себе в той или иной степени черты
модернистского искусства, близость к романтизму и символизму, экс-
периментаторство в области цвета и формы.
К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего
огромную роль в развитии мировой живописи. Создатель этого направ-
ления К. С. Малевич определили его как супрематизм, искусство чис-
тых форм, беспредметности. В 1915 г. на выставке в Петербурге была
показана его работа – знаменитый "Черный квадрат на белом фоне". В
искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раз-
двинувшее рамки традиционного понимания живописи. Каждый из ху-
дожников-авангардистов искал свой собственный творческий путь, ос-
тавив заметный след в русском искусстве – П. Филонов, М. Шагал,
В. Кандинский и др.
Наряду с экспериментаторами в области абстрактных форм в рус-
ском искусстве продолжали работать все перечисленные художествен-
ные объединения, существовала также мощная струя неоклассицистичес-
кого течения, примером которого может служить творчество З. Е. Сереб-
ряковой ("Крестьяне", "Жатва") и К. С. Петрова-Водкина ("Купание крас-
ного коня").
Новые искания были характерны и для скульптуры, которая в этот
период представлена несколькими крупными именами. В творчестве
П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной прослеживаются черты импресси-
онизма. Самой замечательной работой Трубецкого был бронзовый па-
мятник Александру Третьему, установленный в 1909 г. в Петербурге на
Знаменской площади. Самое интересное в творчестве Голубкиной – ее
портреты, всегда драматически напряженные и необыкновенно разно-
образные (портреты В. Ф. Эрна, Андрея Белого).
Воплощением преемственности традиций реализма и его эволюции в
новое время было творчество крупнейшего скульптора С. Т. Коненкова.
Образы греческой языческой мифологии переплетаются с мифологией
славянской (Самсон, Нике, Стрибог). По сравнению с мастерами вто-
рой половины ХIХ века он значительно обогатил и расширил принципы
классической пластики, дал им новую трактовку.
Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала суще-
ственные изменения в архитектуре, прежде всего, в архитектуре горо-
да. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заво-
ды, вокзалы, магазины, банки, кинотеатры. Используются новые строи-