Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 16 стр.

UptoLike

16
солнцем". Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий
ему глубокий художественный психологизм, при этом отойдя от крити-
ческого реализма своего учителя к "реализму поэтическому". Портре-
ты Серова – важнейший итог развития русского портретного жанра,
одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ша-
ляпина, Ермоловой, Левитана, Орловой, Юсуповой и др.). В историчес-
ких работах художника и композициях из античной мифологии заметно
влияние нового стиля модерна.
Любимым жанром К. А. Коровина был пейзаж. Именно в его твор-
честве наибольшее развитие и яркое воплощение получил импрессио-
низм ("Зимой", "У балкона", "Парижские огни").
Противоречия и мучительные метания рубежной эпохи ярче других
художников отразило творчество М. А. Врубеля. Полный таинственно-
сти и почти демонической силы стиль письма Врубеля не спутаешь ни
с каким другим. Он лепит форму как мозаику из острых "граненых"
кусков разного цвета, как бы светящихся изнутри. Врубель тяготеет к
литературным сюжетам, которые толкует отвлеченно, стремясь создать
образы вечные, огромной духовной мощи. Тема Демона, в течение мно-
гих лет волновавшая художника, воплощала неудовлетворенность, тос-
ку, гнев и страдание. Этот трагизм художественного мироощущения
определяет и портретные характеристики Врубеля. Глубокие символи-
ческие образы создает художник, обращаясь к фольклору ("Богатыри",
"Царевна Лебедь", "Микула Селянинович").
Прямым выразителем живописного символизма и одним из первых
ретроспективистов в изобразительном искусстве порубежной России
стал В. Э. Борисов-Мусатов. Его произведения – это элегическая грусть
по старым опустевшим "дворянским гнездам" и гибнущим "вишневым
садам", по прекрасным женщинам, одухотворенным, почти неземным
("Водоем", "Призраки").
Эта тоска по ушедшим временам роднила Борисова-Мусатова с ху-
дожниками "Мира искусств" организации, возникшей в 1898 г. и объе-
динившей мастеров самой высокой художественной культуры, художе-
ственную элиту России тех лет. Начало "Миру искусства" положили
вечера в доме А. Бенуа, посвященные искусству, литературе и музыке.
Людей, собиравшихся там, объединяла любовь к прекрасному и уве-
ренность, что его можно найти только в искусстве, так как действи-
тельность безобразна. Название кружку дал журнал, издававшийся с
1899 г. на средства княгини М. К. Тенишевой. К мирискусникам при-