Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 14 стр.

UptoLike

14
кого заметно проявлялось в творчестве композиторов А. С. Аренского,
А. К. Глазунова, А. Т. Гречанинова.
Новые черты русской музыки начала ХХ века нашли наиболее полное
выражение в творчестве выпускников Московской консерватории, компо-
зиторов и пианистов С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина. С. В. Рахмани-
нов, обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, стал в то
же время продолжателем лучших традиций русской музыкальной клас-
сики, прямым наследником П. И. Чайковского. В его музыке (опера "Але-
ко", симфоническая музыка, романсы) звучит тема любви к Родине, ин-
терес к внутреннему миру человека.
Творчество А. Н. Скрябина отличалось художественной самобыт-
ностью, новаторством, глубоким философским содержанием. Лучшие
симфонические произведения Скрябина (прежде всего, его Третья сим-
фония – "Божественная поэма") созданы под влиянием революционных
событий начала ХХ века.
В произведениях И. Ф. Стравинского и молодого С. С. Прокофьева
чувствовалось влияние новых течений зарубежной музыки (круга Ра-
веля и Дебюсси). Однако в трех своих знаменитых балетах – "Жар-
птица", "Петрушка", "Весна священная" Стравинский обратился к наци-
онально-русской, народно-сказочной тематике. Интерес к национально-
му началу проявлял и С. С. Прокофьев.
Центрами музыкальной жизни России начала века были Мариинс-
кий и Большой театры. Особую известность получила московская час-
тная опера С. И. Мамонтова и С. И. Зимина. В этих театрах пели кори-
феи оперной сцены, прославившие русскую вокальную школу во всем
мире, – Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. В балетных
спектаклях блистали М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавина, А. П. Пав-
лова, В. Ф. Нижинский, М. М. Фокин (артист и балетмейстер).
В изобразительном искусстве рубежа веков происходили сложные
процессы: это время существования множества течений, объединений,
группировок, столкновения разных мировоззрений и вкусов, поисков но-
вых способов выражения, новых форм художественного творчества. На
рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусст-
ва, начиная прежде всего с архитектуры (в которой долго господство-
вала эклектика) и кончая графикой, получивший название стиля модерн.
Стиль модерн – это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, деко-
ративных искусств. В скульптуре модерн проявил себя текучестью форм,