Культурология. Культура России конца XIX - начала XX веков. Гетманова Н.Г - 11 стр.

UptoLike

11
мом", провозгласив "мистическое содержание", "символы" и "расшире-
ние художественной впечатлительности" основой нового искусства.
Наряду с увлечением "чистым", "свободным" искусством, символисты
воспевали индивидуализм, доходящий до самолюбования, таинствен-
ный мир, им близка тема "стихийного гения", близкого по духу к ниц-
шеанскому "сверхчеловеку". Символизм получил развитие в творчестве
таких поэтов как В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Ме-
режковский, З. Н. Гиппиус, А. Белый. В кругу символистов начался твор-
ческий путь А. А. Блока.
В 1910 г. в среде художественной интеллигенции происходила поле-
мика вокруг символизма, его жизнеспособности. На смену ему пришел
акмеизм (от греч. "акме" – цветущая пора). Основоположниками акме-
изма считают Н.С.Гумилева и С.М.Городецкого. Поэтами-акмеистами
были А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Куз-
мин, Г. В. Иванов и др. В отличие от символистской туманности акме-
исты провозглашали культ реального земного бытия, пытаясь вместе с
тем утвердить эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоня-
ясь от социальных проблем. Особое место в поэзии акмеизма занимает
творчество А. А. Ахматовой. Ее поэзия глубоко лирична, эмоциональ-
на, отличалась при этом сдержанностью интонаций, камерностью тема-
тики, психологизмом. В значительном литературном наследии Н. С. Гу-
милева преобладали экзотическая и историческая тематика, он был пев-
цом " сильной личности".
Одновременно с акмеизмом возник футуризм. Футуризм провозгла-
шал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную сво-
боду поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных
традиций, осуществляли интересные эксперименты в области слова.
Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая
впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов как
Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Маяковский и дру-
гих. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина.
В первое десятилетие ХХ века в русскую поэзию приходит плеяда
новокрестьянских поэтов (С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков и др.).
В русской поэзии начала века были яркие индивидуальности, которых
трудно отнести к определенному литературному течению М. А. Волошин
и М. И. Цветаева.
Огромную роль в художественной жизни России рубежа веков играл
театр. Усложнялась театральная жизнь: возникли различные театраль-