Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Гибадуллин М.З - 17 стр.

UptoLike

17
экономики особое место занимала строго разработанная налоговая система.
Несмотря на строгую регламентацию экономической деятельности
шариатом, уже в средние века мусульманские правоведы признавали
возможность выработки различных подходов к сложившимся установлениям.
Такие известные авторы, как Абу Ханифа и Абу Йусхф, в практических
вопросах отдавали предпочтение обычаю (урф, адат), перед предписаниями
священных текстов.
Таким образом, в мусульманском праве при всей его
догматичности сложилась практика достаточно свободного подхода к
решению конкретных практических вопросов.
Особый интерес представляет приложение принципов исламской
экономической доктрины в сфере кредитно-финансовой деятельности,
широко развитой в странах мусульманского мира еще в средневековье.
Специфика кредитно-финансовых институтов заключается в распространении
на них шариатского запрета на выплату или получение процента (риба). В
Коране неоднократно подчеркивается греховность риба. Однако этот запрет уже
в первые века хиджры вошел в противоречие с экономической
действительностью.
Быстрое развитие товарно-денежных отношений, рост спроса на
деньги
обусловили необходимость «творческого подхода» законоведов к
вопросу о прибыли: основываясь на положениях Корана, они разграничили
собственно ростовщичество (т.е. получение процента с капитала) и прибыль, в
процессе получения которой участвует человеческий труд.
Риба становится законным в том случае, если доход получен в
результате
производственной деятельности, причем к последней относится также
и
торговля. Таким образом, с точки зрения классического мусульманского
экономики особое место занимала строго разработанная налоговая система.
          Несмотря на строгую регламентацию экономической деятельности
шариатом,      уже    в    средние       века   мусульманские       правоведы     признавали
возможность выработки различных подходов к сложившимся установлениям.
Такие известные авторы, как Абу Ханифа и Абу Йусхф, в практических
вопросах отдавали предпочтение обычаю (урф, адат), перед предписаниями
священных текстов.
              Таким образом,         в     мусульманском          праве     при    всей         его
догматичности сложилась            практика         достаточно    свободного      подхода        к
решению конкретных практических вопросов.
         Особый интерес представляет приложение принципов исламской
      экономической доктрины в сфере кредитно-финансовой деятельности,
широко развитой в странах мусульманского мира еще в средневековье.
Специфика кредитно-финансовых институтов заключается в распространении
на   них шариатского запрета на выплату или получение процента (риба). В
Коране неоднократно подчеркивается греховность риба. Однако этот запрет уже
в    первые    века       хиджры     вошел      в     противоречие     с      экономической
действительностью.
      Быстрое развитие товарно-денежных отношений, рост                           спроса        на
деньги
      обусловили необходимость              «творческого         подхода»    законоведов         к
вопросу о прибыли: основываясь на положениях Корана, они разграничили
собственно ростовщичество (т.е. получение процента с капитала) и прибыль, в
процессе получения которой участвует человеческий труд.
         Риба становится законным в том случае, если доход получен в
результате
      производственной деятельности, причем к последней относится также
и
      торговля. Таким образом, с точки зрения классического мусульманского


                                                                                           17