Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Гибадуллин М.З - 18 стр.

UptoLike

18
права создание торговых корпораций и финансовых предприятий не только
не осуждается, но и является одобряемым действием, поскольку создание
таких институтов позволяет пускать капитал в оборот (хранение капитала
является действием, осуждаемым исламом[16]).
Экономическая политика арабо-мусульманского государства в
рассматриваемый период (УП Х вв.) осуществлялась по двум
направлениям: регулирование хозяйственного механизма внутри халифата и
организация внешнеэкономических связей. Внутриэкономическая политика
строилась на общих принципах социально-экономической доктрины, главное
внимание уделялось обеспечению функционирования налоговой системы и
различным финансовым вопросам. О формах этой деятельности государства
свидетельствует перечень ведомств, занимавшихся хозяйственными вопросами в
халифате Аббасидов в 1Х –
Х вв.:
. казначейство – диван бейт аль-маль;
. ведомство конфискаций – дар аль-мусадарин;
. ведомство благотворительности – диван аль-бии ва-садака;
. государственный «банк» – диван аль-джихбаза
. военное ведомство – диван аль-джейш
. почтовое ведомство – диван аль-барид
В средневековых мусульманских городах существовала
категория специальных лиц, в функции которых входил контроль за
соблюдением правил торговли и отчасти коммерческих операций. В восточных
областях халифата Аббасидов этот чиновник назывался мухтасиб
(осуществляющий хисбу). Мухтасибимел право, не проводя специального
разбирательства, вмешиваться в коммерческие дела, если они совершались в
нарушение шариата.
Наиболее стройное изложение исламской социально-экономической
доктрины можно найти у средневековых правоведов, а также историков и других
права создание торговых корпораций и финансовых предприятий не только
не осуждается, но и является одобряемым           действием,   поскольку создание
таких институтов позволяет пускать капитал в оборот            (хранение    капитала
является действием, осуждаемым исламом[16]).
           Экономическая политика арабо-мусульманского государства               в
     рассматриваемый период (УП – Х вв.)              осуществлялась       по   двум
направлениям: регулирование хозяйственного механизма внутри халифата и
организация внешнеэкономических связей. Внутриэкономическая политика
строилась на общих принципах социально-экономической доктрины, – главное
внимание уделялось обеспечению функционирования налоговой системы и
различным     финансовым вопросам. О формах этой деятельности государства
свидетельствует перечень ведомств, занимавшихся хозяйственными вопросами в
халифате Аббасидов в 1Х –
     Х вв.:
     . казначейство – диван бейт аль-маль;
     . ведомство конфискаций – дар аль-мусадарин;
     . ведомство благотворительности – диван аль-бии ва-садака;
     . государственный «банк» – диван аль-джихбаза
     . военное ведомство – диван аль-джейш
     . почтовое ведомство – диван аль-барид
              В      средневековых   мусульманских        городах      существовала
категория специальных лиц, в функции которых входил                  контроль        за
соблюдением правил торговли и отчасти коммерческих операций. В восточных
областях          халифата   Аббасидов     этот   чиновник     назывался   мухтасиб
(осуществляющий хисбу). Мухтасибимел право, не проводя специального
разбирательства, вмешиваться в коммерческие дела, если они совершались в
нарушение шариата.
     Наиболее       стройное   изложение     исламской   социально-экономической
доктрины можно найти у средневековых правоведов, а также историков и других


                                                                                18