Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Гибадуллин М.З - 29 стр.

UptoLike

29
значительное внимание вопросам налогообложения. До наших дней дошли, по
меньшей мере, имена 19 авторов сочинений, озаглавленных как "Китаб ал-
харадж" и "Рисала фи-л-харадж", т. е. посвященных мусульманским налогам
5
.
Всего же, по имеющимся источникам, в эпоху раннего ислама был известен 21
труд мусульманских авторов по вопросам налогообложения. Но до наших дней
дошли только три работы: Абу Йусуфа (ум. 798), Йахйи б. Адама и (ум. 818) б.
Джафара (ум. 932)
6
.
Некоторые правители и чиновники, подобно везиру `Али б. `Исе, не хотели
мириться с нарушением мусульманского порядка налогообложения и пытались
отменить все не соответствовавшие шариату налоги. Так, например, поступил
фатимидский халиф ал-Хаким (996-1021), отменивший все не предусмотренные
мусульманским правом налоги, но государство нуждалось в деньгах, и его
преемник вынужден был вновь ввести все прежние налоги и пошлины
7
.
В такой непростой ситуации мусульманским правоведам, лояльным правящему
режиму, зачастую приходилось оправдывать введение новых налогов ссылками
на шариат. К примеру, в соответствии с мусульманским правом все пошлины
были запрещены, однако повсюду в халифате были учреждены таможни. Тогда
мусульманские правоведы (факихи) предложили помещать пошлину в графу
закята - в пределах той суммы, которую полагалось выплатить верующим в
пользу своих нуждающихся единоверцев
8
.
Подобный метод носит в мусульманском праве название "хийал". В соответствии
с определением, данным крупным западным специалистом по мусульманскому
праву И. Шахтом, хийал представляет собой "использование правовых средств
для достижения чрезвычайных целей, которые, будь они законны или незаконны,
не могут быть достигнуты путем прямого использования возможностей, которые
предоставляет шариат"
9
. Определяющая тот или иной тип поведения система
ценностей, в отличие от системы потребностей человека, носит объективный
характер и определяется средой его существования, применительно к
хозяйствующему субъекту - это среда хозяйствования. Под средой
значительное внимание вопросам налогообложения. До наших дней дошли, по
меньшей мере, имена 19 авторов сочинений, озаглавленных как "Китаб ал-
харадж" и "Рисала фи-л-харадж", т. е. посвященных мусульманским налогам5 .
Всего же, по имеющимся источникам, в эпоху раннего ислама был известен 21
труд мусульманских авторов по вопросам налогообложения. Но до наших дней
дошли только три работы: Абу Йусуфа (ум. 798), Йахйи б. Адама и (ум. 818) б.
Джафара                       (ум.                        932)6                   .
Некоторые правители и чиновники, подобно везиру `Али б. `Исе, не хотели
мириться с нарушением мусульманского порядка налогообложения и пытались
отменить все не соответствовавшие шариату налоги. Так, например, поступил
фатимидский халиф ал-Хаким (996-1021), отменивший все не предусмотренные
мусульманским правом налоги, но государство нуждалось в деньгах, и его
преемник вынужден был вновь ввести все прежние налоги и пошлины7 .
В такой непростой ситуации мусульманским правоведам, лояльным правящему
режиму, зачастую приходилось оправдывать введение новых налогов ссылками
на шариат. К примеру, в соответствии с мусульманским правом все пошлины
были запрещены, однако повсюду в халифате были учреждены таможни. Тогда
мусульманские правоведы (факихи) предложили помещать пошлину в графу
закята - в пределах той суммы, которую полагалось выплатить верующим в
пользу           своих             нуждающихся              единоверцев8          .
Подобный метод носит в мусульманском праве название "хийал". В соответствии
с определением, данным крупным западным специалистом по мусульманскому
праву И. Шахтом, хийал представляет собой "использование правовых средств
для достижения чрезвычайных целей, которые, будь они законны или незаконны,
не могут быть достигнуты путем прямого использования возможностей, которые
предоставляет шариат"9. Определяющая тот или иной тип поведения система
ценностей, в отличие от системы потребностей человека, носит объективный
характер   и   определяется   средой       его   существования,   применительно   к
хозяйствующему     субъекту    -     это    среда   хозяйствования.   Под   средой


                                                                             29