Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Гибадуллин М.З - 27 стр.

UptoLike

27
что человек приобретает (касб) может быть использовано на удовлетворение его
нужд, это называется `ризк`, что можно перевести как `предметы потребления`.
Важно высказывание Ибн Халдуна о том, что труд овеществляется в продукте.
Человек же приобретает результаты труда в ходе обмена равноценных
стоимостей, а не самого труда, который не является объектом купли-продажи. В
свою очередь, затраченный на производство товара труд реализуется в ценах.
Существенное внимание Ибн Халдун уделял такому вопросу, как функции денег.
Появление денег связано, по мнению ученого, с оживлением торгового обмена,
расширением связей. Рассматривая природу и причины возникновения денег,
Ибн Халдун полагал, что золото и серебро стали деньгами в силу того, что их
цена не подвержена колебаниям на рынке. Редкость этих металлов и большие
трудовые затраты на их добычу и обработку являются причиной их высокой
стоимости. Однако следует помнить, что золото и серебро - это всего лишь
инструменты, а не товар в силу выполняемых ими функций. Что касается
количества находящихся в обращении денег, то оно находится в зависимости не
только от определенного уровня развития общества, но и от возможности
экспорта товара в другие страны.
При этом, по мнению Ибн Халдуна, наличие золотых или серебряных запасов
(или других природных ресурсов) в государстве еще само по себе не
обеспечивает экономическое развитие. Последнее зависит от экономической
деятельности и разделения труда, которое в свою очередь зависит от объемов
рынка и орудий. При этом, сами орудия могут быть созданы за счет
дополнительных средств, или излишка, который возникает после удовлетворения
потребностей людей. Расширение же рынка повышает спрос на услуги и товары,
что, в свою очередь, способствует росту производства, увеличивает доход людей,
способствует развитию науки и образования, ускоряет процесс развития.
Подобно другим мусульманским экономистам Ибн Халдун уделял значительное
внимание вопросам налогообложения, считая, что `налоги и поборы образуют
материю государства`. Чрезмерные поборы с населения (тем более с
что человек приобретает (касб) может быть использовано на удовлетворение его
нужд, это называется `ризк`, что можно перевести как `предметы потребления`.
Важно высказывание Ибн Халдуна о том, что труд овеществляется в продукте.
Человек же приобретает результаты труда в ходе обмена равноценных
стоимостей, а не самого труда, который не является объектом купли-продажи. В
свою очередь, затраченный на производство товара труд реализуется в ценах.
Существенное внимание Ибн Халдун уделял такому вопросу, как функции денег.
Появление денег связано, по мнению ученого, с оживлением торгового обмена,
расширением связей. Рассматривая природу и причины возникновения денег,
Ибн Халдун полагал, что золото и серебро стали деньгами в силу того, что их
цена не подвержена колебаниям на рынке. Редкость этих металлов и большие
трудовые затраты на их добычу и обработку являются причиной их высокой
стоимости. Однако следует помнить, что золото и серебро - это всего лишь
инструменты, а не товар в силу выполняемых ими функций. Что касается
количества находящихся в обращении денег, то оно находится в зависимости не
только от определенного уровня развития общества, но и от возможности
экспорта            товара            в             другие            страны.
При этом, по мнению Ибн Халдуна, наличие золотых или серебряных запасов
(или других природных ресурсов) в государстве еще само по себе не
обеспечивает экономическое развитие. Последнее зависит от экономической
деятельности и разделения труда, которое в свою очередь зависит от объемов
рынка и орудий. При этом, сами орудия могут быть созданы за счет
дополнительных средств, или излишка, который возникает после удовлетворения
потребностей людей. Расширение же рынка повышает спрос на услуги и товары,
что, в свою очередь, способствует росту производства, увеличивает доход людей,
способствует развитию науки и образования, ускоряет процесс развития.
Подобно другим мусульманским экономистам Ибн Халдун уделял значительное
внимание вопросам налогообложения, считая, что `налоги и поборы образуют
материю государства`. Чрезмерные поборы с населения (тем более с


                                                                         27