Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Гибадуллин М.З - 28 стр.

UptoLike

28
применением насилия) лишают людей результатов их труда и тормозят прогресс
в государстве. Если же налоги не растут, то у людей появляется
заинтересованность в труде и производстве.
`Знай, - писал Ибн Халдун в `Мукаддиме`, - что [статьи] налогов в начале
существования государства невелики по своим долям, а сумма налогов велика,
тогда как в конце существования государства доли велики, а сумма мала.
Причина этого в том, что государство, если оно следует религиозным
установлениям, не требует ничего, кроме установленных сборов - садаки, т.е.
добровольных пожертвований; хараджа, т.е. поземельного налога; джизьи, т.е.
подушной подати, - а размер их невелик... Это касается и десятины,
выплачиваемой зерном или скотом, и джизйи, и хараджа, и всех установленных
сборов, ибо они имеют границу, которую нельзя преступать. Если государство
следует законам преобладания и асабийи
[*]
, то оно в своем начале является
примитивным, как было сказано. А примитивность требует снисходительности,
щедрости, отсутствия гордыни, воздержания от изъятия имущества людей, что
порой может случаться по невнимательности. А если доли (статей налогов, - Р.Б.)
невелики и статьи немногочисленны, то поданные стремятся к труду и желают
его, и увеличивают освоение мира, и умножается оно на радость людям по
причине малого количества податей. А если увеличивается освоение людьми
мира, увеличиваются количества, приходящиеся на каждую статью, и растет
каждая доля, а из-за всего этого увеличивается сбор налогов и их сумма`
[*]
.
Всем известно, какую роль играла и продолжает играть торговля в жизни
мусульманского общества. Однако Ибн Халдун, выступая последовательным
сторонником свободы предпринимательской деятельности, высказывается
достаточно критично в отношении торговли как средства получения человеком
средств к существованию. По его мнению, торговля хотя и является
естественным видом обретения средств к существованию, но ее методы и
способы большей частью - уловки с целью получить разницу между стоимостями
купленного и проданного. Кроме того, мусульманские правоведы уделяли
применением насилия) лишают людей результатов их труда и тормозят прогресс
в   государстве.   Если   же   налоги     не   растут,     то       у   людей   появляется
заинтересованность             в           труде                и           производстве.
`Знай, - писал Ибн Халдун в `Мукаддиме`, - что [статьи] налогов в начале
существования государства невелики по своим долям, а сумма налогов велика,
тогда как в конце существования государства доли велики, а сумма мала.
Причина этого в том, что государство, если оно следует религиозным
установлениям, не требует ничего, кроме установленных сборов - садаки, т.е.
добровольных пожертвований; хараджа, т.е. поземельного налога; джизьи, т.е.
подушной подати, - а размер их невелик... Это касается и десятины,
выплачиваемой зерном или скотом, и джизйи, и хараджа, и всех установленных
сборов, ибо они имеют границу, которую нельзя преступать. Если государство
                                               [*]
следует законам преобладания и асабийи               , то оно в своем начале является
примитивным, как было сказано. А примитивность требует снисходительности,
щедрости, отсутствия гордыни, воздержания от изъятия имущества людей, что
порой может случаться по невнимательности. А если доли (статей налогов, - Р.Б.)
невелики и статьи немногочисленны, то поданные стремятся к труду и желают
его, и увеличивают освоение мира, и умножается оно на радость людям по
причине малого количества податей. А если увеличивается освоение людьми
мира, увеличиваются количества, приходящиеся на каждую статью, и растет
                                                                                          [*]
каждая доля, а из-за всего этого увеличивается сбор налогов и их сумма`                         .
Всем известно, какую роль играла и продолжает играть торговля в жизни
мусульманского общества. Однако Ибн Халдун, выступая последовательным
сторонником    свободы    предпринимательской            деятельности,      высказывается
достаточно критично в отношении торговли как средства получения человеком
средств к существованию. По его мнению, торговля хотя и является
естественным видом обретения средств к существованию, но ее методы и
способы большей частью - уловки с целью получить разницу между стоимостями
купленного и проданного.           Кроме того, мусульманские правоведы уделяли


                                                                                     28