Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Гибадуллин М.З - 26 стр.

UptoLike

26
применено к народам западным, особенно если речь идет о современности. На
Западе в последние десятилетия наблюдается обратная тенденция: состоятельные
семьи не спешат обзаводиться многочисленным потомством, многодетные семьи
стали уделом бедных).
Взаимопомощь и объединение между людьми напрямую связаны с разделением
труда, проистекающим из нужд человека в разных орудиях. Разделение труда
позволяет производить больше продуктов как для удовлетворения нужд
производителя, так и для обмена. Разделение труда лежит в основе создания
необходимых условий для производства прибавочного продукта, становящегося
предметом обмена.
С.М. Бациева справедливо указывает, что Ибн Халдун был первым известным в
настоящее время экономистом, разгадавшим тайну стоимости, - он первый
увидел в труде субстанцию стоимости.
Человеческий труд, по Ибн Халдуну является источником не только
общественного развития, но и индивидуального существования. `Всякий доход, -
пишет ученый, - из которого люди извлекают пользу, соответствует стоимости их
труда. Если бы кто-нибудь совсем не работал, то он лишился бы всякого дохода.
Стоимость дохода определяется затраченным трудом`
[*]
.
Однако теория Ибн Халдуна наталкивалась на противоречие, проистекавшее из
того, что знатные люди, не вкладывавшие практически никакого труда, имели
больший доход, чем бедняки, посвящавшие труду большую часть своей жизни.
Данное противоречие ученый объяснил тем, что доход знатного человека
формируется за счет того, что на него работают другие, которые не получают
взамен чего-либо эквивалентного их труду. Так, например, излишки продукта в
сельском хозяйстве и ремесле представляют собой различные формы
избыточного труда, который присваивается влиятельными людьми.
Ибн Халдун разделил потребительные стоимости на `ризк` и `касб`. Все, что
человек приобрел благодаря своим способностям и вложенному труду,
называется `касб`, - термин, который можно перевести как `достояние`. Если все,
применено к народам западным, особенно если речь идет о современности. На
Западе в последние десятилетия наблюдается обратная тенденция: состоятельные
семьи не спешат обзаводиться многочисленным потомством, многодетные семьи
стали                                   уделом                               бедных).
Взаимопомощь и объединение между людьми напрямую связаны с разделением
труда, проистекающим из нужд человека в разных орудиях. Разделение труда
позволяет производить больше продуктов как для удовлетворения нужд
производителя, так и для обмена. Разделение труда лежит в основе создания
необходимых условий для производства прибавочного продукта, становящегося
предметом                                                                     обмена.
С.М. Бациева справедливо указывает, что Ибн Халдун был первым известным в
настоящее время экономистом, разгадавшим тайну стоимости, - он первый
увидел            в              труде           субстанцию              стоимости.
Человеческий труд, по Ибн Халдуну является источником не только
общественного развития, но и индивидуального существования. `Всякий доход, -
пишет ученый, - из которого люди извлекают пользу, соответствует стоимости их
труда. Если бы кто-нибудь совсем не работал, то он лишился бы всякого дохода.
                                                                                     [*]
Стоимость       дохода         определяется      затраченным        трудом`                .
Однако теория Ибн Халдуна наталкивалась на противоречие, проистекавшее из
того, что знатные люди, не вкладывавшие практически никакого труда, имели
больший доход, чем бедняки, посвящавшие труду большую часть своей жизни.
Данное противоречие ученый объяснил тем, что доход знатного человека
формируется за счет того, что на него работают другие, которые не получают
взамен чего-либо эквивалентного их труду. Так, например, излишки продукта в
сельском    хозяйстве    и    ремесле    представляют    собой   различные    формы
избыточного     труда,       который     присваивается    влиятельными       людьми.
Ибн Халдун разделил потребительные стоимости на `ризк` и `касб`. Все, что
человек приобрел благодаря своим способностям и вложенному труду,
называется `касб`, - термин, который можно перевести как `достояние`. Если все,


                                                                                26