Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Гибадуллин М.З - 24 стр.

UptoLike

24
на ход исторического процесса положена не эволюция политического строя, а
эволюция форм хозяйства: от кочевого быта к городской жизни. Внутренним
источником развития общества ученый считал трудовую деятельность людей.
Ибн Халдун так же, как и его предшественники, рассматривал экономические
вопросы в контексте других проблем, используя междисциплинарный подход.
Большое внимание ученый уделял географическому фактору и его влиянию на
экономическую активность людей при добывании ими средств к существованию.
Ибн Халдун полагал, что в зависимости от того, какие возможности
предоставляет географическая среда человеку, развиваются его потребности, -
сначала в пище, жилье, а по мере их удовлетворения - духовные запросы в сфере
науки, искусства. Таким образом, у человека, который живет в умеренном
климате, климат стимулирует стремление к труду, а у тех, кто проживает вне
данного пояса северу и к югу), такой стимул соответственно ослабевает.
Однако в каком бы климате человек не проживал, он не может выжить и добыть
средства к существованию в одиночку. `Человеку необходима во всем, - пишет
Ибн Халдун, - помощь ему подобных; если не будет такой взаимной помощи, то
человек не сможет добыть себе пропитание, и не сможет жить, ибо Бог
предопределил ему необходимость в пище для жизни. Ему без оружия не удастся
защитить свою жизнь. Его растерзают звери, и настигнет его преждевременная
гибель, и прекратится род человеческий. А если существует взаимная помощь, то
добудет он пищу для пропитания и орудие для защиты. Тогда исполнится мудрое
предначертание Аллаха о существовании человека и сохранении рода его. Таким
образом, это объединение необходимо для рода человеческого`
[*]
.
Вместе с тем, по мнению Ибн Халдуна, `условия, в которых живут поколения,
различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к
существованию`
[*]
. В соответствии с классификацией ученого, люди делятся на
две категории: тех, кто добывает средства к существованию естественным путем
(животноводство, земледелие), и тех, кто пребывает в состоянии цивилизации.
Люди из первой группы не в состоянии добыть то, что превышает пределы их
на ход исторического процесса положена не эволюция политического строя, а
эволюция форм хозяйства: от кочевого быта к городской жизни. Внутренним
источником развития общества ученый считал трудовую деятельность людей.
Ибн Халдун так же, как и его предшественники, рассматривал экономические
вопросы в контексте других проблем, используя междисциплинарный подход.
Большое внимание ученый уделял географическому фактору и его влиянию на
экономическую активность людей при добывании ими средств к существованию.
Ибн Халдун полагал, что в зависимости от того, какие возможности
предоставляет географическая среда человеку, развиваются его потребности, -
сначала в пище, жилье, а по мере их удовлетворения - духовные запросы в сфере
науки, искусства. Таким образом, у человека, который живет в умеренном
климате, климат стимулирует стремление к труду, а у тех, кто проживает вне
данного пояса (к северу и к югу), такой стимул соответственно ослабевает.
Однако в каком бы климате человек не проживал, он не может выжить и добыть
средства к существованию в одиночку. `Человеку необходима во всем, - пишет
Ибн Халдун, - помощь ему подобных; если не будет такой взаимной помощи, то
человек не сможет добыть себе пропитание, и не сможет жить, ибо Бог
предопределил ему необходимость в пище для жизни. Ему без оружия не удастся
защитить свою жизнь. Его растерзают звери, и настигнет его преждевременная
гибель, и прекратится род человеческий. А если существует взаимная помощь, то
добудет он пищу для пропитания и орудие для защиты. Тогда исполнится мудрое
предначертание Аллаха о существовании человека и сохранении рода его. Таким
                                                                                    [*]
образом,   это   объединение        необходимо   для   рода   человеческого`              .
Вместе с тем, по мнению Ибн Халдуна, `условия, в которых живут поколения,
различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к
                 [*]
существованию`         . В соответствии с классификацией ученого, люди делятся на
две категории: тех, кто добывает средства к существованию естественным путем
(животноводство, земледелие), и тех, кто пребывает в состоянии цивилизации.
Люди из первой группы не в состоянии добыть то, что превышает пределы их


                                                                               24