Религиоведение. Глебов Г.И. - 52 стр.

UptoLike

Составители: 

7. КАТОЛИЦИЗМ
7.1. Раскол христианской церкви и его закрепление. Восточная политика
римского престола. Культовые и вероисповедные особенности
католицизма. Организационные особенности католической церкви.
Монашеские ордена. Светские католические организации. II
Ватиканский собор. Католицизм в России.
Разделение христианских церквей на православную и католическую (т.е. вселенскую)
было предопределено распадением Римской империи на Западную и Восточную. Их
общественно-политическое развитие пошло различными путями. Если на Востоке сохранилась
централизованная монархия, и императорская власть просуществовала вплоть до середины XV
века, то Западная Римская империя прекратила свое существование уже в конце V века
, и на ее
территории образовались варварские королевства.
В условиях децентрализации светской власти зависимость от нее церкви на Западе
изначально была меньшей, чем на Востоке. Ожесточенная борьба феодальных правителей
поднимала роль и значение римско-католической церкви как единственной структуры,
объединявшей Западную Европу "в одно большое политическое целое" (Ф.Энгельс). Это
укрепило
главу римской церкви и в его претензиях на право объединения под своей властью всех
христиан - не только Запада, но и Востока.
Римские епископы ("папы римские", от греч. "папас", т.е. "отец") утверждали, что их
главенствующая роль предопределена тем, что всю полноту своей земной власти Христос якобы
оставил апостолу Петру, считавшемуся первым
римским епископом: сделал его главой коллегии
двенадцати апостолов, наивысшей инстанции основанной Христом церкви, и вручил ему ключи
от царства небесного.
Основываясь на этой легенде 1 , уже в начале V века папа римский Бонифаций I
провозгласил, что римская церковь является главой всех христианских церквей. С этим не могли
согласиться главы древнейших восточных церквей, таких как антиохийская, иерусалимская,
александрийская, а также близкий к императорскому престолу епископ Константинополя. На
Халкидонском соборе 451 года по инициативе императора было принято постановление о том,
что всякое первенство и особый почет признаются за архиепископом Рима, но и за
архиепископом Константинополя - тоже. Тем самым претензии Рима на исключительное
положение были фактически отвергнуты.
Отношения
соперничества церквей Рима и Константинополя со временем были еще более
обострены территориальными и догматическими спорами. В 1054 году посланники папы в
Константинополе предали константинопольского патриарха и всю восточную церковь анафеме.
                                       7. КАТОЛИЦИЗМ

          7.1. Раскол христианской церкви и его закрепление. Восточная политика
              римского     престола.     Культовые      и   вероисповедные    особенности
              католицизма. Организационные особенности католической церкви.
              Монашеские       ордена.       Светские   католические     организации.     II
              Ватиканский собор. Католицизм в России.

      Разделение христианских церквей на православную и католическую (т.е. вселенскую)
было предопределено распадением Римской империи на Западную и Восточную. Их
общественно-политическое развитие пошло различными путями. Если на Востоке сохранилась
централизованная монархия, и императорская власть просуществовала вплоть до середины XV
века, то Западная Римская империя прекратила свое существование уже в конце V века, и на ее
территории образовались варварские королевства.
      В условиях децентрализации светской власти зависимость от нее церкви на Западе
изначально была меньшей, чем на Востоке. Ожесточенная борьба феодальных правителей
поднимала роль и значение римско-католической церкви как единственной структуры,
объединявшей Западную Европу "в одно большое политическое целое" (Ф.Энгельс). Это
укрепило главу римской церкви и в его претензиях на право объединения под своей властью всех
христиан - не только Запада, но и Востока.
      Римские епископы ("папы римские", от греч. "папас", т.е. "отец") утверждали, что их
главенствующая роль предопределена тем, что всю полноту своей земной власти Христос якобы
оставил апостолу Петру, считавшемуся первым римским епископом: сделал его главой коллегии
двенадцати апостолов, наивысшей инстанции основанной Христом церкви, и вручил ему ключи
от царства небесного.
      Основываясь на этой легенде 1 , уже в начале V века папа римский Бонифаций I
провозгласил, что римская церковь является главой всех христианских церквей. С этим не могли
согласиться главы древнейших восточных церквей, таких как антиохийская, иерусалимская,
александрийская, а также близкий к императорскому престолу епископ Константинополя. На
Халкидонском соборе 451 года по инициативе императора было принято постановление о том,
что всякое первенство и особый почет признаются за архиепископом Рима, но и за
архиепископом Константинополя - тоже. Тем самым претензии Рима на исключительное
положение были фактически отвергнуты.
      Отношения соперничества церквей Рима и Константинополя со временем были еще более
обострены территориальными и догматическими спорами. В 1054 году посланники папы в
Константинополе предали константинопольского патриарха и всю восточную церковь анафеме.