Экзистенциальная философия. Голдобина Л.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
тех философов, кто, прежде всего, осмысливал проблемы человеческого бытия,
обосновывал идею человека как личности саму-себя-сотворяющей и в этой сво-
ей творческой (порождающей и преображающей) способности открывающей и
утверждающей себя. Экзистенциалистские мотивы, звучащие в философских
концепциях мыслителей прошлого, становятся в «философии экзистенции» ве-
дущими темамияркими, острыми, жизненно важными и
жизнеопределяющи-
ми. Таким образом, экзистенциализм (философия экзистенциализма) – это
часть экзистенциальной философии, ее наиболее яркое концептуальное выражение.
Экзистенциализм как направление современной философской мысли не
является системой определенных философских взглядов или отдельной целост-
ной школой. Это, прежде всего, установка философствования, характери-
зующаяся особым подходом к осмыслению своего предметабытия человека.
Человек парадоксален
и противоречив, свободен и, как следствие, недоступен
для научного понимания, «темен» для рассудка. Поэтому особенностью экзис-
тенциализма является стремление вслушиваться, сопереживать, вживаться,
ощущатьчтобы понимать и действовать.
Экзистенциализм (позднелатинское – ex(s)istentia – существование) – одно
из крупнейших направлений философии 20 века. Далеко не все экзистен-
циалисты называли свои концепции «экзистенциализмом» (например, М. Хай-
деггер, Г. Марсель
). Экзистенциализмдостаточно условное обозначение, ко-
торое используется для типологической характеристики концепций, которые, с
одной стороны, в определенной степени близки и родственны друг другу, с
другойрасходятся, оспаривают друг друга по ряду принципиально важных,
иногда исходных, позиций. Социально-политические позиции представителей
этого направления также характеризуются разнообразием и неоднородностью.
Экзистенциалисты единодушны в
своем критическом отношении к пред-
шествующей рационалистической философии, ее основным недостатком они
считают отрыв от живого конкретного опыта человеческого существования в
мире. Описание и анализ экзистенциальных структур повседневного опыта че-
ловека в его полноте, конкретности, уникальности и изменчивости, то есть в
реальной полноте непосредственных контактов человека с миром становится
основой экзистенциализма
. Своей основной задачей экзистенциалисты считают
описание структур, содержаний, механизмов, способов и форм работы индиви-
дуального сознания, непосредственно вплетенного в многообразные формы че-
ловеческого самоосуществления в мире, а также выявление онтологических
структур экзистенции, непосредственно проявляющей себя в человеческих со-
стояниях, переживаниях, действиях. В центре внимания философии экзистен-
циализма оказывается проблема онтологических
структур экзистенции. Пред-
принимаются попытки описать универсальные характеристики человеческого
существования, определить и исследовать основные элементы, конституирую-
щие экзистенцию и ее ситуацию в мире. Основным содержательным концептом
философии экзистенциализма является «экзистенция», которая именно здесь
начинает трактоваться как категория, обозначающая человеческое существова-
ние, понимаемое в качестве постоянного самосуществования «здесь-и-сейчас»,
как переживание
и проживание конкретной ситуации, уникальной для каждого
человека, в которой происходит всегда новое открывание себя Миру.