Культурология. Головашин В.А. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Пергаме (II в. до н.э.). Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, опоясывающим цоколь здания (его размеры
36×34×5,6 м).
Спецификой эллинистической архитектуры считается появление нового типа общественных зданийбиблиотек (в Александрии,
Пергаме, Антиохии и других городах) и сооружений научно-практического назначенияФаросский маяк в Александрии, Башня вет-
ров в Афинах. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в. до н.э.) – морской маяк на острове Фарос близ Александ-
рии, который считался одним из «семи чудес света» (до нашего времени не сохранился). Он представлял собой трехъярусного башню
высотой 120 м: цоколь его был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний представлял собой круглое соору-
жение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался
огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.
В отличие от архитектуры, скульптура эллинистической эпохи более всего сохранила греческий облик, продолжая традиции
поздней классики. Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистиче-
ских городов. Но если классические формы искусства сложились в рамках демократического полиса и поэтому воплощали идеал чело-
века-гражданина, то в эпоху эллинизма пластика приобретает новые черты. Монархический строй эллинистических государств и иное
мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и
аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного, лич-
ного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему тому,
что позднее стали называть «жанром».
Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И ес-
ли в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят
новые центры скульптурного творчестваПергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской
школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огром-
ного Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сы-
нами Землигигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание; фигуры же олимпийцев спокойны и воодушев-
ленны. Авторы пергамского фриза прекрасно выразили дух своей беспокойной эпохи, весь ужас и безнадежность перед лицом смерти.
Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы.
«Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену» – великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства,
мужественного и прекрасного.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуйНика Самофракийская. Статуя богини
победы была воздвигнута на о. Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г. до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем
нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.
Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра
Афродита Милосская (II в. до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось
возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.
Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на о. Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа
«Лаокоон», изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в. до н.э.). Сюжет этой скульптуры связан с
одним из мифов о Троянской войне: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город остав-
ленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богамипокровителями грековАфиной и Посейдоном, кото-
рые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического
искусства, его вкус к некой театральности.
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога
Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского 12 лет трудился ученик
Лисиппа Харес из Линда, и это чудо инженерного искусства заняло последнюю, седьмую строчку в списке «чудес света».
Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, покорившими эллинистические государства во II–I
вв. до н.э., и Византийской империей, и арабами и вошла в золотой фонд общечеловеческой культуры. Особенно велико было влияние
культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы,
которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация:
Греция, пленницей став, победителей грубых пленила,
В Лациум сельский искусства внесла.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА (2 часа)
Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» – государ-
ства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной, мировой державы. Римская цивилизация
была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей.
Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VIII в. до н.э. – V в. н.э.), была явлением значительно более
сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи,
охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы и военной добле-
сти, богатства и высокой культуры. «Все дороги ведут в Рим», – гласила известная поговорка, ибо со всего света устремлялись туда
многочисленные путешественники, купцы, любители приключений и искатели сокровищ. Весть о падении «вечного города» (476 г.
н.э.) была подобна удару грома и произвела неотразимое впечатление на современников.
В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской властинаселение
Италии, греческих областей, эллинистических государств (Египет, Пергам и пр.). Но греческие и восточные влияния творчески пере-
рабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь, Рим также оказал значительное влияние на завоеванные
им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднее антич-
ная греко-римская культура (I – V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских госу-
дарств.