ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ческого стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь, – Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре не-
большого и очень изящного храма Афины-Ники Аптерос, напротив, преобладали ионические черты.
В ионическом ордере был построен (в конце V в. до н.э.) своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрех-
тея – Эрехтейон – образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с асимметричным планом. Каждый из его фасадов
оформлен по-разному. Особенно живописен южный – вместо колонн там стоят шесть женских фигур – знаменитые кариатиды.
Храмы Акрополя расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь
во время главного праздника афинских граждан – Великих Панафиней – лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все со-
оружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Пар-
фенона учли также несовершенство человеческого зрения. Колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые ко-
лонны чуть массивнее внутренних, и все колонны немного наклонены внутрь к стенам здания – от этого они выглядят стройнее и вы-
ше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели
идеально правильными и гармоничными.
Храмы не единственное украшение Акрополя. Особое место в нем занимала скульптура. Своего совершенства греческая пластика
достигла во фризах Парфенона (работа Фидия и его учеников). На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, высту-
пающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними – метопы. Метопы Парфенона имели рельефы, изображающие битвы
греков с амазонками, лапифов – с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов. Из более чем 500 фигур на
скульптурном фризе Парфенона ни одна не повторяет другую. Он считается одной из вершин классического искусства.
Внутри Парфенона, в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале, стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Бо-
гиня была изображена в образе прекрасной женщины, но сделана она не из бронзы или белого мрамора, а из слоновой кости и золота;
из чистого золота одежда, а шлем, волосы и щит выполнены из золотых пластин. В глазницы вставлены драгоценные камни – сапфи-
ры. Эта культовая статуя была творением великого Фидия, воплотившего в образе Афины-Девы величие родного города. Фидий явил
миру новый образ Афины – богини-воительницы и богини мудрости – истинной покровительницы находящегося на вершине своей
славы и могущества афинского полиса.
Идеал человеческой личности воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе – Зевса Олимпийского (для храма в Олимпии),
высота статуи 14 м. Грозный бог изображен величаво сидящим на троне, но его мягкий и глубоко человечный взгляд не соответствовал
образу жестокого и мстительного царя богов. Доброе и кроткое лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости
и человеколюбия. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, сделана из золота и слоновой кости, но, в отличие от последней, причисля-
лась к семи чудесам света. Древние авторы сообщали, что для грека было несчастьем умереть, не увидев Зевса Олимпийского. «Бог ли
на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, Бога чтоб видеть, взошел?» – восторженно писал древний поэт.
Скульптура в целом переживает в V в. до н.э. период бурного расцвета. На смену господствовавшим в эпоху архаики двум ти-
пам фигур – куросу и коре – приходит гораздо большее разнообразие типов; скульпторы стремятся к передаче сложного движения
человеческого тела.
Утверждение достоинства и величия человека и гражданина – главный мотив греческой скульптуры эпохи классики. Два великих
современника Фидия – Мирон и Поликлет – прославились созданием скульптурных образов атлетов-победителей. Их излюбленным
материалом была бронза, всемирно известен «Дискобол» Мирона, в котором прекрасно передан момент движения тела и преодолена
идущая от архаического периода статичность. Мирон – первый среди греческих скульпторов, кому удалось показать динамику челове-
ческого тела.
Третий знаменитый скульптор V в. до н.э. – Поликлет – определил совершеннейшие пропорции человеческого тела и передал их
в пластике. Установленный им канон более ста лет господствовал в греческом искусстве, пока ему на смену не пришел в IV в. до н.э.
новый, открытый скульптором Лисиппом.
Согласно канону Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы – 1/8. Эти и другие соотношения
строго соблюдены в фигуре «Дорифора», воплотившего в себе идеал мужской красоты. Бронзовые статуи Мирона и Поликлета не со-
хранились; до нашего времени дошли лишь римские мраморные копии.
С начала IV в. до н.э. полисная жизнь греков начинает клониться к упадку. Кровопролитные войны (особенно Пелопоннеская
война 431 – 404 гг. до н.э.), политическая нестабильность, внутриполисная борьба подрывали его основу – союз равноправных граж-
дан. Реакцией на эти процессы явилось ослабление полисного патриотизма, нарушение традиционных связей государства и граждани-
на. Ослаблением греческих государств воспользовался северный сосед греков – молодое государство Македония, покорившее Грецию
в 338 г. до н.э.
Однако политико-экономический кризис, переживаемый греческими полисами в IV в. до н.э., не означал упадка культуры, напро-
тив, этот период отмечен многими важными достижениями в литературе, философии, науке и искусстве. В этот период творили такие
выдающиеся мыслители древности, как Платон и Аристотель, на небывало высокий уровень поднялось ораторское искусство, а изо-
бразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творе-
ниям Фидия, Поликлета и Мирона.
Очень популярной в IV в. до н.э. была философия, в частности философия киников, основанная на учении о жизни в согласии с
природой и ограничении насущных потребностей. Так, основываясь на принципах кинического учения, на пренебрежении к удобст-
вам, проводил свою жизнь знаменитый Диоген, герой бесчисленных анекдотов. О нем рассказывали, что он жил в простой бочке на
площади, в полной нищете, но язвительно высмеивал пороки и условности в поведении окружающих. Это он днем в толпе искал с фо-
нарем того, кого мог бы назвать человеком, говоря: «Народу много, а людей немного». Диоген, как и прочие киники, призывал к отре-
чению от материальных благ и предрассудков.
Среди многочисленных учеников Сократа в IV в. до н.э. никто не встал вровень с Платоном – выдающимся философом древно-
сти, создателем целостной системы философского идеализма. В Афинах он основал свою школу в роще, посвященной герою Академу
– Академию.
Самый знаменитый ученик Платона – Аристотель, сын врача из города Стагира (поэтому часто называемый Стагиритом). Ари-
стотель впоследствии разочаровался в платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию, произнеся при этом, по пре-
данию, знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». В роще, посвященной Аполлону Ликейскому, Аристотель основал
новую школу, названную Ликеем, где он прогуливался со своими учениками, беседуя на философские темы. Еще до основания Ликея
Аристотель в течение нескольких лет воспитывал наследника македонского престола Александра Македонского.
Как философ Аристотель был вдумчивым ученым-систематиком. Он отверг всю систему платоновского идеализма и признал ре-
альность объективно существующих вещей. Но Аристотель не только автор собственной оригинальной системы. Он также системати-
зировал все накопленные к его времени научные знания. Познания его охватывали математику и механику, биологию и зоологию, фи-
зику и психологию, риторику, политику, теорию искусств. Систематизировал он и сами философские знания, выделив логику как са-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »