ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок
молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Всестороннее развитие личности ста-
ло целью образования (в том числе и физического). Здесь греки опередили другие народы не только древности, но и более поздних эпох. В
Афины V в. до н.э., где существовали наилучшие условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других грече-
ских городов.
Первым философом, прославившим Афины, был Анаксагор из малоазийского города Клазомены. Материалистические основы
расу-
ждений Анаксагора близки к ионийской натурфилософии. Некоторое время проживал в Афинах и знаменитый Демокрит из Абдеры.
Ему принадлежит учение об атомах – неделимых и неизменных частицах, вечно движущихся в пустоте. Демокрит, по-видимому, –
самый универсальный греческий мыслитель античной эпохи: автор трудов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, музыке,
поэзии, грамматике, архитектуре, медицине. В этом отношении с ним мог соперничать один лишь Аристотель.
Воплощением эллинской мудрости V в. до н.э. стал великий Сократ, учитель Платона; последний сохранил его образ, биографию
и учение. Босой, в залатанном плаще, некрасивый Сократ давал уроки всем желающим и не брал платы за учение. Многие современни-
ки не видели большой разницы между Сократом и софистами, причисляя и первого к новым «учителям мудрости». Но отличало их то,
что Сократ верил в существование объективной истины, правда, не обещая своим ученикам раскрыть ее непременно: ведь он сам гово-
рил о себе: «Я знаю, что ничего не знаю». У Сократа было немало врагов, так как он с присущей ему иронией нередко ставил в тупик
собеседников и обличал человеческую глупость, предрассудки, ложные мнения. Политические противники Сократа имели достаточно
поводов для того, чтобы привлечь его к суду (за безбожие и аморальность) и затем, как известно, обречь философа на смерть. По пригово-
ру суда Сократ выпил яд.
В классическую эпоху наука сделалась специальной сферой деятельности. Особенно показателен прогресс медицины. «Гиппо-
кратов корпус», свод сочинений врачей, принадлежащих к школе Гиппократа (V–IV вв. до н.э.), дает представление о медицинских
знаниях и практике того времени. Медицина жрецов сменилась в Греции медициной врачей, основанной на точных наблюдениях.
Если Гиппократа называли «отцом медицины», то Геродота – «отцом истории». Уроженец малоазийского города Галикарнасс
Геродот много путешествовал, посетил Персию, Египет, берег Черного моря и свои впечатления собрал в объемном труде «История» –
первом связном изложении исторических сведений.
Подобно тому как эпоха архаики в Греции выразила себя в лирике, V в. до н.э., когда культурным центром Эллады сделались
Афины, выразил себя в аттической трагедии и комедии – жанрах, наиболее полно отвечающих духу классического полиса.
Трагедия (в буквальном переводе – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося «сатирами», оде-
тыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников бога вина Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударст-
венный праздник Великих Дионисий, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров (с VI в. до н.э.).
В V в. до н.э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог, – так возникла драма, театральное действо.
Театр занимал совершенно особое место в жизни древних греков, он был общественным институтом и имел дидактические (вос-
питывающие) функции.
Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные
актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наи-
более богатых граждан (хорегия). Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало скорее современ-
ный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в
каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театро-
ном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры высту-
пали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина и пр.), либо душевное состояние или характер
(радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.). Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой
платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски,
костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слухо-
вое, акустическое восприятие. Античная культура была культурой устного, а не письменного слова; высказывалось предположение,
что античность вовсе не знала чтения про себя.
Как и в других областях греческой культуры, в театре присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три
дня подряд во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В
каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера и лучше-
го хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.
Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – отец трагедии Эсхил и два его совре-
менника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях дра-
матургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы,
стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь
Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотврати-
мого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов – Еврипида – отличалось пристальным интересом к челове-
ческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские
(Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик.
Расцвет аттической комедии (V в. до н.э.) связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир»,
«Лисистрата» и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Это отличает аттиче-
скую комедию с ее язвительной сатирой и постоянной политической заостренностью от классической трагедии с ее интересом к леген-
дарному, мифологическому прошлому древних греков.
В классический период греческая архитектура и искусство переживают эпоху наивысшего расцвета, причем главным центром
художественного творчества были Афины.
В архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего размаха монументальное
строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445 – 427 гг. до н.э.) в Афинах был воздвигнут великолепный архи-
тектурный ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы греков над персами, он
был средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства. Да-
же сейчас, в развалинах, этот памятник золотого века античной культуры сохраняет свою гармонию и величавость.
Строительными работами и украшением Афинского Акрополя в V в. до н.э. руководил замечательный скульптор Фидий, друг Пе-
рикла. Гордо возвышаются здесь колонны самого большого храма Акрополя – Парфенона, посвященного богине Афине-Деве. История
сохранила имена его создателей – Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами дориче-
ского ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон – воплощение гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и иони-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »