ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
типа государственного устройства в Греции – полиса, гражданской общины с республиканской, в отличие от стран Древнего Востока с
деспотической формой правления. Полис – это город-государство, в котором все граждане обладали определенными правами и обя-
занностями. Отличительной особенностью культуры древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в по-
эмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, и победа в этих соревнованиях может принести лишь славу, а не материальные
блага. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и
приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим ари-
стократический характер (участвовать в играх ни рабы, ни полусвободные, ни иноземцы не могли). Древнейшие и самые важные – это
игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (местом прове-
дения игр была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный
мир. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх (олимпионик), получал право на
установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесни-
цах.
Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII – VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности.
Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обо-
значения гласных. Алфавитное письмо удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Грече-
ский алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенный из них ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах).
В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером, теперь внима-
ние поэтов привлекают не героические деяния прошлых веков, а чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает назва-
ние лирики.
Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на о. Лесбос на рубеже VII–VI вв. до н.э. – поэт Алкей и поэтесса тон-
чайшего лирического дарования Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала
центром развития хоровой лирики, одной из наиболее встречающихся форм которой был дифирамб – песнь в честь бога Диониса.
Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (VI–V вв. до н.э.), воспевавшем высшую добродетель – врож-
денное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.
В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический
период. Все достижения греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов.
В VII в. до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструк-
ции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического и ионического.
Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн,
простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций.
В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель имела характерную форму, по-
хожую на рога барана (так называемого волюты). Немного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется коринфский ордер – пышный,
зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.
Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме.
Об ионических храмах этой эпохи, значительная часть которых была уничтожена, мы знаем больше из античной литературы. Во
всем греческом мире славилось святилище Артемиды в г. Эфесе в Малой Азии (одно из семи чудес света), храм Геры на о. Самос,
Аполлона в Дидимах (Малая Азия). Эти храмы известны лишь по описаниям и реконструкциям, их особенность – богатая полихромная
роспись. Древняя Греция – родина мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают. Шедевры
античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного
неба.
Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые
куросы (юноши), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее
известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная, архаическая
улыбка, глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере.
Архаические женские статуи представлены так называемыми корами (девушками) в длинных ниспадающих одеждах. Их головы укра-
шены локонами. Сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодоле-
вать первоначально свойственную их статуям статичность.
Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи VII–VI вв. до н.э., ярко свидетельст-
вующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения
вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний,
тарелки, большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю в играх, стройные лекифы ставили на могилы.
Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути.
Стиль искусства вазовой росписи VII в. до н.э. часто называют ориентализирующим, т.е. близким к восточному. В следующем, VI
в. до н.э., греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний и красочный, причудливый живописный декор,
напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего развития новый,
чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах. Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинским мастером Эксе-
кием на мифологические сюжеты. Ахилл и Аякс, играющие в кости, украшают собой великолепную амфору Эксекия, справедливо
названную жемчужиной архаического искусства.
Приблизительно в середине IV в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи: вместо черных фигур на светлом фоне.
Это дало простор для более тщательной разработки деталей. Из известных мастеров краснофигурной росписи стоит упомянуть Эвти-
мида и Эвфрония. Помимо сцен из мифологии и Гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные заня-
тия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремеслен-
ника, школу, веселый пир. Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображаемыми фигурами и формой сосуда де-
лает керамику именно этого периода особенно ценной в глазах знатоков искусства.
Высокая классика (V в. до н.э.)
Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н.э.
В начале V в. до н.э. центр тяжести политической и культурной жизни греческого мира переместился из Ионии (Малая Азия) и с
островов Эгейского моря в Грецию континентальную, особенно в Афины – центр Аттики. Неповторимое своеобразие греческой куль-
туре классической эпохи придали Афины, а само Афинское государство стало источником политических и культурных влияний и
своеобразным законодателем моды. Правители Афин (прежде всего Перикл) стремились сделать родной город крупнейшим культур-
ным центром Эллады, средоточием всего ценного и прекрасного в греческом мире.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »