Культурология. Головашин В.А. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

стены воздвигли циклопыодноглазые великаны, настолько огромны громоздящиеся один на другой каменные блоки. Достопримеча-
тельностью Микен были знаменитые «Львиные ворота», украшенные рельефом с изображением двух львиц. Микенские цари воздви-
гали для себя величественные купольные гробницы, или толосы. К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона,
поражающая своей монументальностью: ее купол выложен из 33 каменных колец. В отличие от критских дворцов, где центральным
ядром был открытый двор, центр микенских дворцов мегаронзал с очагом, окруженный колоннами. Стены дворцовых покоев по-
крыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.
Микенская письменность (линейное письмо Б) дешифрована в 1953 г. Создатели ахейской культуры говорили на греческом языке,
правда, более архаичном, чем язык позднейшего классического периода.
Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.)
Античная культура пленяет нас своим пластичным, «телесным характером». Мир – «космос» – понимался древними греками как
одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. В античной эстетике главенствовали такие категории, как
мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония, они на века определили европейские каноны красоты. Чувство порядка и меры
одно из важнейших для античности. «Ничего сверх меры!» – гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах. Пластич-
ностьоснова греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение именно пластическим видам искусстваархитек-
туре и скульптуре.
Античная культура отличалась глубоко светским характеромпри всем значении почитания богов в античном мире не религия, а
само общество санкционировало существующий социальный строй и этику. Античная культура была ориентирована не на царей и их
приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, поэтому античная
культура глубоко гуманна, так как прославляет и возвеличивает человека. Греческая цивилизация охватывала территорию Балканского
полуострова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии.
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
1) гомеровский (ХI – IХ вв. до н.э.);
2) архаический (VII – VI вв. до н.э.);
3) классический (V – IV вв. до н.э.);
4) эллинистический (конец IV – I в. до н.э.).
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господ-
ствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгроб-
ные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (IХ в. до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные
пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Сцены на вазах переносят нас в
мир гомеровских героев: плывут по морю двухрядные суда с гребцами, идет жестокая битва, происходят пышные похороны героя,
бьются кулачные бойцы и т.д.
Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы – «Илиада» и «Одис-
сея» Гомера. Принято считать, что поэмы были записаны в IX – VIII вв. до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В основе
этих выдающихся памятников мировой литературы лежит ахейский эпоссказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой
Азии). Троянская война датируется XIII – XII вв. до н.э.
Всеми своими корнями уходила эпическая традиция в период микенской культуры. Эпосособый вид искусства со своими спе-
циальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Пес-
ни эти певали тогда сами цари и воины под звуки формингиразновидности кифары, как это делает Ахилл в «Илиаде». Пели они о
славных победах, о событиях, поражавших воображение. Одним из таких событий была, несомненно, осада Трои.
Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцыаэды, или рапсоды. Из эпической песни вы-
строены и оба шедевра античной культуры – «Илиада» и «Одиссея». В поэме «Илиада» рассказывается о событиях последнего года
десятилетней войны греков с троянцами и о взятии Трои. Реальное существование Трои доказал немецкий археолог Генрих Шлиман,
раскопавший Трою во второй половине XIХ в. «Одиссея» повествует о возвращении из-под Трои и долгих странствиях одного из геро-
ев Троянской войныцаря греческого острова Итака Одиссея.
Эпические поэмы Гомерасвоего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воинаэпического ге-
роясчитаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певецаэд, который передает ее
потомкам.
У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов. По замечанию древнегрече-
ского историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод. Гесиододин из ранних (VIII–VII вв. до н.э.) греческих поэтов,
автор «Теогонии» – поэмы о происхождении богов, а также сочинения «Труды и дни», в котором прославляется крестьянский труд.
Греки представляли себе своих богов именно так, как изобразил их Гомер. Мир великолепных олимпийцев, собирающихся при
дворе громовержца Зевса на общий совет, весело пирующих целыми днями от восхода до заката, вступающих между собой в брачные
союзы и ссорящихся, слишком похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии.
Зевс и Гера, Аполлон и Афина, Арес и Гефест царствуют безраздельно, но они отнюдь не всевластны и всеведущи. Зато они пре-
красны, озарены светом, удивительно пластичны и восхитительны. Эти боги близки людям, ибо они самикак бы облагороженные,
«улучшенные» люди, отличающиеся от последних лишь бессмертием. Они любят и ненавидят, как люди, ревнуют и плачут, смеются и
страдают, и в этом, по мнению греков, проявляется красота жизни.
Греческая религия и мифология наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то людис богами: люби-
мые герои грековДиомед, Аякс, Агамемнонбогоподобны. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как,
например, Ахилл или Одиссей.
Греческий эпос оказал большое влияние на последующую европейскую литературу, а Гомер явился творцом эпической техники.
Архаический период (VIII–VII вв. до н.э.)
Архаическая эпохавремя наиболее интенсивного развития античного общества, когда окончательно определились специфиче-
ские особенности цивилизации античного типа. Греция уже далеко обогнала в своем развитии все соседние страны, в том числе и го-
сударства Передней Азии, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса человечества. В архаическую эпоху были заложены
основы классического рабства, системы денежного обращения и рынка, основной формы политической организацииполиса, концеп-
ции суверенитета народа и демократической формы правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы
морали, эстетические идеалы античности. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и
наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, олимпийские и прочие игры.
В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соеди-
нение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала, что было связано с формированием особого