Культурология. Головашин В.А. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

На смену каменному веку повсеместно пришел уже во втором тысячелетии до нашей эры медный векпредвестник
грядущей цивилизации. Но с выплавкой металла первобытный человек познакомился гораздо раньше. На Урале 5000 лет
назад уже делали из меди ножи, шилья, рыболовные крючки, а через 1000 лет здесь появились первые художественные
отливки.
Совершенно особое место в первобытной культуре занимала мифология. Мифыпредания, сказания, архаичные
повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им
богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов. Гене-
тически и структурно мифы тесно связаны с обрядами.
Отделение от ритуалов приводило к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы
героического эпоса.
Самой фундаментальной категорией мифов являлись мифы, описывающие сотворение мира, происхождение людей
и животных (часто в связи с тотемическими представлениями).
Особую категорию составляли календарные мифы, тесно связанные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих
и возвращающихся (умирающих и воскресающих) богах и героях. У более развитых народов существовали мифы, опи-
сывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение.
В первобытной культуре миф выполнял важнейшую функцию: он выражал и обобщал верования, обосновывал сло-
жившиеся моральные нормы, доказывал целесообразность обрядов и культов, содержал практические правила человече-
ского поведения. Поэтому миф не праздный продукт полудетского воображения; он являлся законом, определяющим
законную веру и моральную мудрость.
Миф был не только повествованием о происхождении и судьбах мира и всего того, что окружало человека, но и
обоснованием и оправданием существующего образа жизни людей (их взаимоотношений, обычаев), регулятором их по-
ведения.
Мифология представляла собой как бы философию истории первобытного общества, мировоззрение которого носи-
ло, по сути дела, мифологический характер. Но было бы несправедливо обойти вниманием два других пласта его культу-
ры: тотемизм и магию, которые играли не меньшую роль в жизни первобытного общества.
На первых этапах своего развития люди гораздо лучше (чем мы теперь) чувствовали свое единство с природой и по-
этому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре это приняло форму тотемизма, т.е. убеж-
денности, что каждая группа людей тесно связана с каким-либо животным или растением (тотемом), находится с ним в
родственных отношениях. Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика,
запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных: коровыв Индии, собак и лошадейу арийских народов).
Тотемизм служил способом осознания коллективом людей их единства, которое символизировалось внешним, важным и
близким им объектом природы. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животного об-
разуют вместе общность, следовательно, все члены общины, несмотря на все различия, равны между собой. Вид живот-
ного, с которым оказывался связанным конкретный человеческий коллектив, становился тотемом. Общность первобыт-
ного племени осознавалась как общность с тотемом, как родство по тотему. Таким образом, члены каждого племени
осознавали, что все они составляют единое целое, что у них у всех одна «кровь», что по отношению друг к другу они яв-
ляются своими.
Представления о тотемическом родстве появилось раньше, чем сознание привычного физиологического родства, и
представлялось людям древнейших эпох куда более существенным. Тотемизм включает в себя веру в тотемических пред-
ков, от которых и происходят конкретные группы людей. С верой в этих предков связаны сложные обряды и церемонии,
а их жизнь и похождения описаны многочисленными мифами. Так как у каждого племени был свой тотем, то это помога-
ло человеку осознать свое отличие от других, свою индивидуальность. С возникновением тотемизма была проведена гра-
ница между «своими» и «чужими», что определило пути развития человеческой культуры, да и всю историю общества.
Духовная культура, ее развитие непрерывно связаны с понятием религиозности в миропонимании человечества. Ис-
токи всех современных видов искусства лежат в религиозных верованиях и чувствах человека. Однако вопрос о том, был
ли первобытный человек изначально религиозным в той или иной степени, до сих пор остается спорным. Возможно, что
на самых ранних этапах существования человеческого стада, когда оно еще не выделилось из остального животного ми-
ра, Homo sapiens не имел никаких религиозных представлений. Но дальнейшее его развитие, несомненно, шло по пути
религиозности. Наиболее древней ее формой являлась магия с ее символическими обрядовыми действиями, заклинания-
ми и строго определенным ритуалом. Многие народности, находящиеся на низкой ступени развития, верят и сегодня, что
можно нанести вред врагу и даже погубить его, нанося увечья изображению врага. Магия породила веру в сверхъестест-
венные свойства как природных, так и сделанных человеком вещей. Отсюдапоклонение животным и деревьям, руко-
творным идолам. Этот вид древней религиозности носит название фетишизма. Древний человек верил, что животные и
растения обладают, как и он, неуничтожимым жизненным началом, имеют бессмертную душу. Эта вера получила назва-
ние тотемизма (от североиндейского «о тотеман» – его род), служила основанием для первобытного человека верить в
кровнородственные связи его с определенными животными и растениями.
Остатки этих первобытных религиозных форм бытуют среди всех народов мира. Что же касается религии, как мы
понимаем ее сейчас, то она зародилась уже в эпоху распада первобытного общества и зарождения государственности,
войдя неотъемлемой составной частью в понятие цивилизации.