Культурология. Головашин В.А. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

ворит ее необыкновенная устойчивость, а также то наслаждение, которое дает людям занятие почти любой формой худо-
жественной деятельности.
Психоанализ видит в искусстве прежде всего продуктивную форму трансформации психической энергии человече-
ских инстинктов, ее сублимацию, создающую психологические предпосылки всей культурной деятельности. Еще Ари-
стотель говорил о катарсисеочищающем и возвышающем воздействии искусства на человека. Искусство давало перво-
бытному человеку возможность пережить величайшие страсти, которые не находили себе исхода в обыденной жизни.
Искусство появилось вместе с человеком, так как художественная деятельность является органической потребно-
стью его психики; она связана с особенностями его мировосприятия и врожденными формами творческой активности.
Как такового искусства в первобытном обществе не существовало, ибо его нельзя отделить от мифологии, магии,
ритуалов. Искусство не было обособленной частью древней культуры, оно было универсальным средством бытия всех ее
элементов.
В древнейших ритуалах уже использовались элементы скульптуры и живописи (маски, статуи, нательные росписи,
татуировки, наскальная живопись, рисунки на земле), музыка, пение, театральная организация действия.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер
изображения. Поэтому образы древнего искусства воспринимаются нашими современниками как нереалистические. Дело
не в том, что древние художники не умели добиваться внешнего сходства. Умели, если хотели этого, чему есть порази-
тельные примеры. Дело в том, что отсутствие сходства носит совершенно сознательный характер. Диапазон отступлений
от примитивного сходства чрезвычайно широк: от простой схематизации до создания совершенно фантастических обра-
зов и композиций, в которых лишь с трудом угадываются черты реальных существ или предметов.
Следует подчеркнуть, что символический характер искусства универсален. Символами являются как реалистические
изображения, так и условные.
Пещерная живопись и культовая традиционная пластика по стилю резко отличаются друг от друга. В первом случае
изображение внешне реалистично, во второмформа крайне условна, иногда почти абстрактна. Условные формы куль-
товой пластики используются для создания образов, которые не могут быть переданы методом натуралистического или
реалистического изображения, так как они воссоздают представления о сверхъестественных силах, воплощают невиди-
мых грозных духов и богов, создают вместилища для душ умерших. Изображения же, используемые в образах охотничь-
ей магии, по преимуществу реалистичны, так как связаны с конкретными типами животных, на которых сосредоточены
помыслы художника-охотника. Изображая, он как бы заклинает, подчиняя себе дух этих животных.
При всем различии художественных методов цели, преследуемые обоими художниками, очень близки: и тот и дру-
гой апеллируют к сверхъестественным силам, создают предметы магического культа, имеющие символический характер.
Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы очень сложных по своей структуре
символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которой передаются самые разнообразные понятия или
человеческие чувства, а также кодируются мифологические сюжеты или реальные события.
Содержательную сторону первобытного искусства составляли магические представления. Самыми первыми пред-
ставлениями такого рода были рисунки, изображавшие руки (чаще левые), что служило знаком обладания и магической
власти над данной территорией.
Изображения животных на каменных плитах, скалах, стенах пещер служили магическим целям. Образы животных,
заполнявшие стены позднепалеолитических пещер, должны были изображать возможную добычу. На стенах пещер ма-
гическое претворение мечты в действительность выражалось образами изобразительного искусства, а на полу пещерс
помощью обрядового действия.
Смешной кажется в наше время традиционная точка зрения: человеку на раннем этапе социального развития было
не до искусства, он был слишком поглощен борьбой за существование. Дело не только в том, что без художественных
форм самовыражения человек просто бы не выжил биологически, по крайней мере, оставаясь человеком. Первобытный
человек обладал не меньшими художественными способностями, чем современный. Он еще не стал, подобно нам, пас-
сивным потребителем искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Творче-
ские импульсы были для него столь естественны, как инстинкты охоты или продолжения рода. Этот человек не нуждался
в художественном образовании, искусство было с ним всегдаот рождения до смерти, было одним из естественных про-
явлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное наследие «первобытного» мира на-
чинает занимать все большее место в системе художественных ценностей нашего времени.
Более ста лет назад были открыты многокрасочные изображения животных в пещере Альтамира в Испании. Потом
подобные изображения животных и человека нашли во многих странах Европы и в Африке. Они датируются 20…30 ты-
сячами лет до нашей эры. Выполненные минеральными красками, секрет удивительной долговечности которых до сих
пор не разгадан, эти рисунки, связанные с охотой и трудовым процессом, отражали представление человека об окру-
жающем мире.
В новом каменном веке человек научился получать первый искусственный материал. Им стала огнеупорная глина.
На поверхности сосудов появились первые орнаменты, положившие начало декоративному искусству. Тогда же на смену
фигуркам животных и идолов из камня пришли аналоги из обожженной глины.
Что же касается музыки, пения и танцев первобытных людей, то представление о них нам дают наблюдения за от-
дельными племенами в Австралии, Африке и Южной Америке, которые еще продолжают жить на последнем этапе ново-
каменного века. Кроме того, многочисленные археологические раскопки стоянок первобытного человека знакомят нас с
находками его музыкальных инструментов, по большей части типа свирели.
Произведения искусства древнекаменного века найдены и на территории бывшего Советского Союза. Среди них
особенно интересна стоянка на Украине под станицей Мцинской, где найдены каменные и костяные орудия, иглы с уш-
ком, украшения, остатки жилищ и костяные изделия с геометрическим узором, браслеты, статуэтки, вырезанные из бивня
мамонта. В одном из домов этой стоянки нашли древний музыкальный инструмент, сделанный из бивня мамонта.