ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
лось нечто новое, появлялись сильные племена, покорявшие и полностью подчинявшие себе более слабых. Отсюда уже
был один шаг до появления первых государств, возникших на развалинах первобытнообщинного строя.
Все сказанное о благотворном влиянии сурового климата на развитие материальной культуры в первобытных сооб-
ществах подтверждается более низким уровнем культуры у народностей, обитавших в условиях тропического и субтро-
пического климата Африки, Южной Америки и Австралии.
Пытаясь понять окружающую его природу, первобытный человек призвал на помощь то, чего не было у животных,
– воображение. Необходимость передать сородичам результаты, плоды этого воображения, в свою очередь, потребовала
дальнейшего развития звуковой речи, языка. Это развитие шло в неразрывной связи с развитием умственных способно-
стей человека.
Первобытный человек не без трудностей, противоречий, ощупью и догадкой вынужден был на первых порах пре-
одолевать узость границ своего трудового опыта. Опираясь на свою общественную жизнь и жизненный опыт, он с помо-
щью воображения «домысливал» по-своему природу, ставя на место реальных связей воображаемые. В этой слитности
природы и человека в общественных представлениях первобытных людей причинная связь явлений природы принимала
ту специфическую для начальных этапов мировоззрения форму, при которой объективные связи явлений и вещей пред-
ставлялись как отношения людей. Природа оживлялась в представлениях человека, и все это рисовалось в его воображе-
нии как живая картина жизни.
Историческое развитие опыта умножало в первобытных людях элементы рационального. Историческая ограничен-
ность этого опыта создавала почву для иллюзорного. В борьбе этих двух начал (рационального, стихийно-
материалистического, и примитивно-идеалистического отношения первобытного человека к природе) и развивалось ми-
ровоззрение людей первобытного общества, создавалась их духовная культура.
Важнейшим этапом развития культуры в первобытном обществе явилось возникновение мышления и речи. Проис-
хождение мышления и речи представляет собой сложнейшую проблему истории первобытного общества, трудность ре-
шения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих
основные этапы этого процесса.
Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и
речи несколько. Прежде всего это сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важ-
ные материалы для решения этих вопросов представляет и антропология, располагающая данными о развитии в процессе
антропогенеза материального аппарата речи и мышления – нижней челюсти, мозга и т.д.
Совершенно очевидно, что мышление и речь – две стороны одного и того же процесса в становлении человека, про-
цесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства. Поэтому неправильно задавать
вопрос о том, что возникло раньше в истории древнейшего человечества – мысль или выражающее ее слово. Мышление и
речь возникли одновременно. Появление простейших сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало воз-
никновение простейших представлений, а они в свою очередь должны были передаваться от одного члена коллектива к
другому, либо как сумма приобретенного опыта могли переходить к следующему поколению. Таким образом, наряду с
возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации – звуковые символы
для их обозначения и передачи.
Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьян – непосредственных
предков человека. У современных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например у шимпанзе, более чем
двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако помимо таких аффективных сигналов
обезьяны, в частности и высшие, очень часто в эмоционально нейтральном спокойном состоянии издают звуки, которые
получили наименование «жизненных шумов». Некоторые ученые считают, что именно жизненные шумы и явились той
базой, на которой развилась звуковая речь. Но полное развитие членораздельной речи связано только с появлением чело-
века современного вида. При описании гоминид отмечалось, что по величине мозга некоторые группы неандертальцев не
уступали современному человеку и даже превосходили его в физическом развитии. Но структура мозга у них была гораз-
до примитивней, в частности, лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них и расположены центры
высших функций мышления – ассоциаций, образования абстрактных понятий и т.д. Поэтому достаточно определенно
можно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к поздне-
му, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном
овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциаци-
ей понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в эволюционном отношении не от-
личающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.
Первобытной эпохе мы обязаны зарождением всех видов изобразительного искусства, музыки, пения, танцев. Дол-
гое время все искусство первобытного человека было синкретичным, т.е. один вид его не отделялся от другого. Оно тво-
рилось как нечто неразрывное и в этой своей целостности выполняло определенные функции, являлось средством миро-
понимания. У наскальных рисунков или скульптурных изображений – идолов, как мы их называем теперь, первобытные
люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструмента-
ми, пением. Но для удобства рассмотрим это искусство, возникшее в каменном веке, раздельно, по видам.
С тех пор как человечество познакомилось с творениями древнейших мастеров, искусство первобытной эпохи стало
весьма популярным объектом как спроса, так и изучения. Можно смело говорить о нарастающем влиянии древнейших
форм искусства на его современные течения. В связи с этим интересны история его возникновения, функции и духовное
содержание.
Существует множество гипотез возникновения первобытного искусства, часто противоречивых. Лишь одно не вы-
зывает сомнений, что художественная деятельность существовала на всех этапах первобытной культуры. Можно гово-
рить о биопсихических корнях искусства, о полуинстинктивной потребности человека украшать и раскрашивать себя и
свое жилище, придавать привлекательную (для себя) форму предметам. О врожденных основаниях этой потребности го-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »