ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Не подкреплены пока достоверными для науки фактами как гипотеза о мутации обезьяны под воздействием радио-
активного фона, так и предположение, по которому жизнь на Землю была занесена извне, с другой планеты.
Современные семиотические и культурологические исследования подводят к мысли, что именно развитие знаковых
систем (т.е. языка) явилось тем основным фактором и рычагом, который привел к формированию человека, выделив его
из царства животных.
Обезьяны, попав в парадоксальную ситуацию, получают новые формы сигнального поведения, вытесняя старые. Та-
кое поведение становится основным (т.е. нормальным). Система знакового поведения все время усложняется, дальние
предки разумного человека были выну-ждены адаптироваться к новым условиям, меняться. Так появляется некое суще-
ство переходной формы, претерпевающее метаморфозу. Завершение адаптации такого существа и расчистило почву для
формирования первобытной культуры, творцом которой стал уже человек разумный.
Первобытная культура – понятие многогранное. Это все то, чего достиг человек на заре своей многовековой борьбы
за выживание в экстремальных условиях его существования на лоне природы. Окружающая его среда в лучших случаях
была равнодушной, а в худших – враждебной, постоянно грозящей ему гибелью.
Первый этап развития первобытной истории чаще всего называют эпохой первобытного человеческого стада. Он от-
крывается появлением искусственных орудий труда и, следовательно, возникновением древнейших людей, образующих
первые, пока еще слабо спаянные производственные коллективы. Основным содержанием эпохи является преодоление в
процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных человеческим стадом от стада челове-
кообразных обезьян, упрочнение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого чело-
века. Археологически этой эпохе соответствует ранний палеолит, в периодизации Моргана – низшая ступень дикости.
Второй этап развития первобытной истории обычно называют эпохой первобытной родовой общины или эпохой ро-
дового строя. Эта эпоха открывается крупным сдвигом в развитии производственных сил, связанным прежде всего с ши-
роким применением специализированных каменных орудий для производства орудий труда и влекущим за собой возник-
новение первой прочной формы социальной организации – родовой общины. Эпоха первобытной родовой общины явля-
ется основным этапом развития первобытнообщинной формации, временем ее расцвета. Именно в это время получает
свое наибольшее выражение основная черта формации – последовательный коллективизм в производстве и потреблении.
Археологически эпохе первобытной родовой общины соответствует поздний палеолит, мезолит и неолит, в периодизации
Моргана – средняя и высшая ступени дикости, низшая и средняя ступень варварства.
Третий этап первобытной истории (эпоха разложения формации) открывается новым крупным сдвигом в развитии
производительных сил, связанным в первую очередь с появлением на смену камню металла. На этом этапе происходит
быстрое развитие всех отраслей хозяйственной деятельности, появляется избыточный продукт, получают широкое рас-
пространение грабительские войны из-за накопления богатств. Значительно развившиеся производительные силы пере-
стают соответствовать старым общинно-родовым производственным отношениям, родовая община раскладывается на
семейные общины, родовые связи слабеют и уступают место соседским. В недрах первобытного общества вызревают
частная собственность, классы и государство. Эпоха разложения первобытнообщинной формации не получила в науке
общепринятого наименования. Археологически этой эпохе соответствуют энеолит, бронза или раннее железо.
Возникновение первобытной материальной культуры принято относить ко времени овладения человеком первыми
примитивными орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты, разделки туш и изготовления одежды.
Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и наступлением в Европе ледникового периода. Примерно
тогда же человек «приручил» огонь, стал использовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготавливать огне-
упорную посуду, и для варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния
или поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить его с места на
место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло бы обойтись без огня.
В толщу тысячелетий первобытной культуры уходят своими корнями зачатки земледелия и скотоводства. Нельзя от-
ветить правильно ни на один вопрос из области материальной культуры первобытного человека, если не представлять
себе условия его существования. Жизнь на земле неразрывно связана с водой. Поэтому первобытные человеческие сооб-
щества обитали в долинах рек, густо поросших лесами. Будучи существами всеядными, люди питались как животной, так
и растительной пищей. Все их мыслительные способности, в том числе усваивать и передавать потомкам приобретенный
опыт, были направлены на поиски пищи, совершенствования для этого орудий. Не инстинктам, передающимся по на-
следству, а разуму прежде всего обязан человек своим выживанием. Только разум помог ему выделиться из всего осталь-
ного мира животных.
Поселения первобытного человека не были многочисленными. Их стада, привольно жившие в условиях благодатно-
го тропического климата, значительно поредели в эпоху наступившего ледникового периода, стали распадаться на от-
дельные семьи и роды, для которых «чужаки» стали таким же предметом охоты, как и остальные представители живот-
ного мира. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших времен факты каннибализма. Эта разобщенность в суровых
условиях выживания породила первобытнообщинный строй, в котором все принадлежало всем членам того или другого
рода. Понятие частной собственности появилось позднее как результат успешного развития материальной культуры в
первобытнообщинном строе.
Разумное начало в человеке позволило ему не только выжить в окружающих его трудных условиях существования,
но и постепенно накапливать излишки продукции своей трудовой деятельности. Это породило необходимость обмена
различными орудиями и продуктами труда с соседними родами, а с другой стороны, стало фактором сближения отдель-
ных родов, слияние которых впоследствии породило племена. Постоянные войны соседних племен за лучшие места оби-
тания заставили первобытного человека признать над собой власть тех членов племени, чьи умственные способности в
управлении всей жизнью племени были несомненно выше, чем у остальных соплеменников. Попутно шло все большее
разделение труда в племени. Изменялся порядок владения результатами этого труда. Так появилось понятие частной соб-
ственности, принадлежавшей уже не всем, а отдельным людям племени. В недрах первобытнообщинного строя зарожда-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »