Культурология. Головашин В.А. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

исключительность России в мировой истории и культуре, на положение России между Востоком и Западом. Россия ста-
вилась во главу особой славянской цивилизации, отличной от Востока и Запада. И наконец, Россия рассматривалась как
«третья сила», и в этом качестве она представляла синтез Востока и Запада.
Эти идейные споры отражали несводимости русской культуры к одному из вариантов или к сочетанию и синтезу то-
го и другого.
Часто встречаются в научных работах формулировки о парадоксальности русской цивилизации, свидетельствую-
щие, что ее понимание требует преодоления однозначных линейных схем и обращения к многомерной концепции.
Наша русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации еще в XI–XII вв. в ходе
образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. Большое влияние на формирование этого
типа культуры оказал геополитический факторсрединное положение России между цивилизациями Запада и Востока,
послуживший основой возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не
примыкали ни к одной из известных культур, а с другойпредставляли собой благоприятную среду для разнообразного
культурного развития.
Изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. К наиболее часто выделяемым ее при-
знакам относят самодержавную форму государственной власти, коллективистскую ментальность, подчинение общества
государству, незначительный объем экономической свободы.
Что касается стадий развития российской цивилизации, то тут существуют различные точки зрения. Одни ученые
считают, что с XI в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, была одна цивилизация. В ее разви-
тии можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами. Древняя Русь (XI – XIII вв.),
Московское царство (XIV – XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по 1917 г.).
Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славяно-европейская»
цивилизация, а с XV в. – другая, «евразийская», или «российская». Так, например, американский историк Д. Тредгольц
считал, что при своем становлении Древняя Русь синтезировала в своем развитии черты и традиционной, и западной ци-
вилизации. В процессе становления Московского царства в России укрепилась традиционная модель общества и харак-
терные для нее отсутствие понимания личности как абсолютной ценности, произвол, слабо выраженный принцип собст-
венности. С реформ Петра I начался в России сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. России удалось вплотную по-
дойти к рубежу, разделяющему западную и восточную системы цивилизаций. Революция разрушила все, что объединяло
Россию с Европой, и вновь отбросила ее к восточной моделис ее азиатским способом производства.
В развитии русской духовной культуры немаловажную роль сыграли не только этот способ производства, но и пра-
вославная религия, море сельских общин (без частной собственности крестьян на землю) и огромное государство, выну-
жденное на этапе централизации власти и управления ввиду постоянной внешней угрозы прибегнуть к «закрепощению»
и созданию служилого и податного сословий.
В конце XX в. все чаще и чаще среди общественности высказывались мнения о пагубном влиянии загнивающего
«запада» на русскую культуру. Особенно ярко это отражается на молодежи. Означает ли это, что русская культура теряет
свою самобытность? Или, напротив, Россия пытается приблизиться к мировой цивилизации?
Дело в том, что основной вопрос не в том, станет ли Россия «вторым Западом» или его частью, а в том, обогатит ли
она мировую цивилизацию самобытным историческим творчеством или станет «неудачницей», примеряющей чужие об-
разцы. Перспективное и разумное решение для России состоит в разработке великого Евразийского проекта: освоение
специфической цивилизационной модели, отличной и от традиционной, и от западной (предполагается, что в последнем
случае сходства должно быть больше). Обществу просто необходим духовный переворот таких масштабов, который со-
поставим с Реформацией или Просвещением в Европе. Для этого требуется объединение национальных культур и этно-
сов в «новую историческую общность» путем осознания национальных приоритетов, евразийской ценности.
Евразийская идеяидея специфической цивилизационной общности, интегрирующей импульсы Запада и Востока и
по-своему преломляющей, творчески интерпретирующей их, – ценная часть нашего духовного наследия, которой мы не
можем пренебречь. Разработку этой идеи предстоит совершить совместными усилиями философов, историков, социоло-
гов и культурологов.
Современный мир стремится идти и идет к объединению. Конец двадцатого века показал, что народы не могут жить
без культурных связей друг с другом, иначе каждому из них будет духовно одиноко. Наступает новая эпоха, когда начи-
нает доминировать сознание, что все нации и народы принадлежат к одной семье, исчезают причины, парализовавшие
народы и заставлявшие их относиться друг к другу с подозрением и недоверием. Во взаимоотношения друг с другом
вступают не только люди: идет диалог культур, диалог цивилизаций. Этот диалог способствует тому, чтобы сделать дос-
тижением всего человечества достижения этих культур и цивилизаций.
Контрольные вопросы
1. Чем понятие «цивилизация» отличается от понятия «культура»?
2. Каковы различия во взглядах ученых на взаимодействие культуры и цивилизации?
3. В чем заключаются основные признаки традиционной восточной цивилизации?
4. Каковы основные отличия либеральной западной цивилизации от восточной?
5. Что следует понимать под русской цивилизацией?
6. Существует ли тупиковый путь развития цивилизаций? Если существует, то в чем он выражается?