Культурология. Головашин В.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Восточная цивилизация нацеливает человека на воспроизводство общества в целом, в его исторически сложившихся
неизменных, как бы застывших формах, на сохранение ранее достигнутых социальных и культурных ценностей. В тра-
диционной цивилизации прошлое как бы властвует над будущим.
Западная цивилизация стремится, прежде всего, к получению новых личностных творческих результатов как в сфере
культуры, науки и техники, так и социальных отношений.
Для традиционной цивилизации образ жизни является основной самоценностью. Обычаи, привычки, взаимоотноше-
ния между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его
сохранение. Индивидуальности людей в традиционных обществах существенно нивелированы.
Земля, ирригационные системыздесь собственность общины. Каждая семья владеет определенным участком зем-
ли, данным ей во временное пользование. Господствует экстенсивная технология, направленная главным образом на ов-
ладение внешними природными процессами. Человек согласовывает свою деятельность с ритмами природы, максималь-
но приспосабливаясь к окружающей среде. (Например, принцип «у-вэй» у древних китайцев требовал невмешательства в
протекание природных процессов.)
Этот вид цивилизации, сформировавшийся много веков назад, сохранился и до наших дней. Он представлен многи-
ми государствами «третьего мира». В них и сегодня среди духовных ценностей одной из ведущих является установка на
адаптацию к сложившейся социальной обстановке, не поощряется стремление к ее целенаправленному преобразованию.
Ценится активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. В целом, ценностно-духовная сфера человече-
ского бытия в такой цивилизации становится выше экономической.
На протяжении многих тысячелетий древние государства Востока определяли направление исторического и куль-
турного развития. Так было примерно до середины первого тысячелетия до нашей эры. В этот период на авансцену миро-
вой истории выходит античная Греция. Со времен реформ Солона в начале шестого века до нашей эры античная Греция
стала заметно лидировать в процессе исторического и культурного развития и в какой-то степени определять дальнейший
путь этого развития. Впитав многое из восточного наследия, античность заложила основы фундамента истории Европы.
Историческое и культурное развитие Европы вплоть до XX в. воспринималось в мировой культуре в качестве эталона.
В чем же проявляется сущность западной цивилизации? Как могло случиться так, что она заняла лидирующую пози-
цию на мировой арене?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего необходимо рассмотреть доминанты становления и развития
западной цивилизации.
Одной из таких доминант является полисный генотип западной цивилизации. Полисэто тип общественного и го-
сударственного устройства, сложившийся в Древней Греции и Древнем Риме. Полисная организация опиралась на эко-
номический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителейграждан полиса. Этот
суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность, в той или иной мере участвовать в
определении судеб своей Родины. Ядро полисной традиции обусловило во многом специфические черты западной циви-
лизации. Можно выделить следующие особенности полисного генотипа:
моральное лидерство царей; главенство, основанное не на доминировании и подчинении, а на авторитете и пер-
венстве;
равенство граждан перед законом;
уважение к достоинству личности;
состязательный стиль жизни (аристократическая составляющая полиса – «соревнуйся и прославишься»).
«Полисный генотип» способствовал также доминированию определенных черт западной цивилизации. «Человек
есть мера всех вещей», – этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть мировоззренческой ориентации
всей западной культуры. Во главе угла ставится отдельная личность и ее притязания. Именно западная цивилизация «по-
родила» такой феномен культуры, как гуманизм, характеризующийся выдвижением на первый план живого, «земного
человека» и его интересов.
Главный признак гуманизма реализуется в его универсальности. Он адресуется всякому человеку, провозглашая
право каждого человека на жизнь, благосостояние, свободу. Благодаря этому свобода личности становится исходным
символом и основной ценностью западной цивилизации. Особого внимания заслуживает имевшееся в Западной Европе
разделение власти на политическую и духовную, носителями которой были, с одной стороны, государство, а с другой
церковь. Борьба политической и духовной власти завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе
власть духовную, сферу человеческой нравственности. В конечном счете личность не только обрела нравственный идеал,
содействующий ее независимости, но и стала во многих отношениях суверенной в вопросах выбора между добром и
злом. Именно духовная свобода личности в западном обществе, включающая и интеллектуальную свободу, способство-
вала прогрессу науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке.
Однако наступающий кризис западной цивилизации заставляет современных культурологов обратиться лицом к
Востоку с его традиционными ценностями культуры, к этическому опыту индийской, китайской и других восточных ци-
вилизаций, искать у них выход из духовного кризиса западного общества.
Из всего сказанного выше вытекает, что мировая история может быть рассмотрена как параллельное становление
двух типов цивилизаций: либеральной (западной) и традиционной (восточной). А к какому типу следует отнести россий-
скую цивилизацию? Эта проблема была выдвинута еще в тридцатые годы XIX в. П.Я. Чаадаевым, который писал: «Гово-
рят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще дока-
зать, что человечество помимо двух своих сторон, определенных словами Запад и Восток, обладает еще и третьей сторо-
ной».
Бремя такого доказательства взяли на себя современники Чаадаева, названные «славянофилами»: И.В. Киреевский,
А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др. Их оппоненты, получившие название «западников»: К.Д. Каверин, Н.Г. Чернышевский,
Б.Н. Чичерин и другие стали рассматривать Россию как во многом азиатскую страну, которой необходимо цивилизовать-
ся по европейскому пути. Длительные споры на протяжении почти двух веков породили разные ответы. Указывалось на