ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
вомыслящий человек задается этим вопросом и хочет получить на него ответ. Но сначала надо условиться о том, что сле-
дует понимать под терминами «культура» и «цивилизация».
Говоря об отдельных явлениях культуры или имея в виду всю ее целиком, мы мысленно относим эти понятия к той
или иной цивилизации. Так, когда речь идет о пирамидах или религии египтян, мы представляем себе эти предметы как
бы в рамках породившей их египетской цивилизации. Понятие «культура» при этом поглощается в нашем сознании по-
нятием «цивилизация». Да, культура, как правило, может существовать вне той или иной конкретной цивилизации. Од-
нако отождествлять эти два понятия, рассматривать их как нечто единое целое нельзя, хотя бы уже по одному тому, что
они по-разному влияют друг на друга и процесс их взаимодействия в разные эпохи далеко не однозначен. Понятие «ци-
вилизация» происходит от латинского «civilis», что означает «гражданский», «государственный», «политический» и во
многом совпадает по смыслу с понятием «культура». За последней остается то, что относится к действиям отдельной
личности. Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине XVII в. Французские просветители цивили-
зованным называли общество, основанное на разуме и справедливости. Но уже начиная с конца XIX в., выявились суще-
ственные различия между культурой и цивилизацией. Так, в культурологической концепции видного ученого этого вре-
мени О. Шпенглера рассматривается переход от культуры к цивилизации как упадок творческих начал, героических дея-
ний и торжество механизации. В его книге «Закат Европы» цивилизация определяется как самый поздний этап развития
культуры, как «логическая стадия, завершающая ее развитие».
Другого мнения придерживается американский этнограф Г. Морган. Согласно его концепции, цивилизация – это
прогрессивное явление в развитии общества. Нижней границей цивилизации он считал изобретение письма и создание
буквенной азбуки.
Кто окажется прав в споре Моргана со Шпенглером о прогрессивности цивилизации, о том, является ли она истори-
чески преходящей, имеющей пределы своего развития или нет, покажет время.
Сопоставляя культуру и цивилизацию, ученые пришли к выводу, что первая охватывает сферу духовных, научных и
художественных действий человека. Цивилизация же определяет материальные формы бытия, технический уровень про-
изводства предметов потребления. Известный русский философ Н.А. Бердяев, говоря о взаимоотношении культуры и
цивилизации, в самом начале XX в. отмечал, что «в наше время нет темы более острой и для познания, и для жизни... Это
тема об ожидающей нас судьбе». Вопросы взаимодействия современной культуры и сегодняшней цивилизации нисколь-
ко не потеряли своей значимости и теперь, в XXI в. В переходную эпоху ломки общественных отношений в условиях
острого социально-политического кризиса, который переживает наше общество, они приобрели особую актуальность.
По-прежнему общество ищет ответа на сакраментальный вопрос: нужна ли нам цивилизация в таком виде, в каком мы
имеем ее сегодня?
Ответить на этот вопрос нельзя, не имея более-менее полного представления о цивилизации как таковой.
Согласно классификации ЮНЕСКО, в настоящее время существуют шесть основных типов цивилизации, вопло-
щающих в себе все разнообразие современных культур: европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-
мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноамериканская.
При отнесении народов и государств к той или иной цивилизации составители приведенного выше классификаци-
онного списка цивилизаций руководствовались прежде всего уровнем развития производительных сил в различных ре-
гионах, близостью языков проживающих здесь народов, общностью их культур и качеством жизни. Этот подход к клас-
сификации типов цивилизации значительно отличается от обыденного, широко распространенного понимания цивилиза-
ции как комплекса удобств, представляемых достижениями техники для обеспечения комфортного существования чело-
века. Такая точка зрения не совпадает с научным определением структуры цивилизации. В последней ученые усматрива-
ют три основных момента:
1) материальное обеспечение быта, всего, что служит человеку для удовлетворения его физических потребностей;
2) общественный быт (семья, государство, право);
3) духовная культура (религия, искусство, философия, наука).
Как видим, бытовое определение цивилизации совпадает с научным только в первом пункте ее определения. Конеч-
но, в жизни каждого из нас роль названных выше составляющих цивилизации может меняться местами, приобретать гла-
венствующее значение.
Еще в эпоху Возрождения термин «цивилизация» употреблялся в единственном числе и служил антитезой термину
«варварство». Переход от монистического толкования истории человечества к плюралистическому обусловил огромный
этноисторический материал, накопленный в эпоху путешествий и географических открытий. Тогда было обнаружено
многообразие государственных устройств, общественных и других человеческих установлений вне Европы. Оказалось,
что цивилизации при своем развитии могут заходить в тупик и даже умирать.
Так возникло противоречие между идеей единого прогресса рода человеческого и многообразием обнаруженных ис-
торико-этнографических фактов. Главной проблемой современной науки о цивилизации стало определение происхожде-
ния и природы ее многообразия. Основные идеи этих изысков сводятся к тому, что цивилизация есть особое состояние
групповой жизни, особая форма организации и коллективности людей, метод устройства этой коллективности. Внутрен-
няя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями: блага (мораль) и истина. Внешняя жизнь
цивилизации, в свою очередь, определяется категориями здоровья и благополучия, а также понятием красоты. Все эти
пять факторов определяют строй жизни и своеобразие цивилизаций. Такой подход к понятию «цивилизация» был присущ
видному культурологу Ф. Конченье.
Цивилизация как общественное и историческое явление рассматривается учеными до сих пор. Одни из них видят в
цивилизации особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками.
Основу такой цивилизации, по их мнению, составляют религия и четко выраженные параметры технологического разви-
тия.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »