ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
включает фольклор: песни, мифы, пословицы и поговорки, созданные в народе. Продукты каждой из этих культур пред-
назначены для определенной публики. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий,
телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так воз-
никла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой инфор-
мации и массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Систе-
му норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение,
религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.
Термин «субкультура» не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в общест-
ве. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта про-
блема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам инженеров, врачей или военных. Но иногда
носители субкультуры активно стремятся выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам
господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в
западном обществе – богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 1960-х гг.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако ино-
гда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребле-
ние наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение не только в американском обществе, но и в
нашей стране. Проникая прежде всего через средства массовой информации, эти ценности стали менее вызывающими,
поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.
Конечно, феномен культуры настолько самобытен и широк, что рассмотрение его можно вести с самых различных
точек зрения. Настоящий очерк никак не претендует на полноту этого рассмотрения. Он ставит перед собой лишь задачу
первичного знакомства с этим необычайным, ни с чем не сравнимым продуктом развития общества.
Контрольные вопросы
1. Где и когда родилось понятие того содержания, которое несет в себе термин «культура»?
2. Что следует понимать под материальной и духовной культурами? Их взаимодействие.
3. Назовите группы основных определений культуры.
4. Что следует понимать под культурными ценностями?
5. Назовите типы воспроизводства культур.
6. Что следует понимать под деструктивным типом воспроизводства культуры?
7. Дайте характеристики существующим теориям развития культуры.
8. Каковы формы существования современных культур?
Список рекомендуемой литературы
1. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию / А.И. Арнольдов. – М., 1992.
2. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М., 1977.
3. Культурология / под ред. В.И. Добрынина. – М., 1993.
4. Кант, И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. – М., 1965. – Т. 4, ч. 1.
5. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. СПб., 1994.
6. Поликарпов, В.С. Лекции по культурологии / В.С. Поликарпов. – М., 1997.
7. Цицерон, М.Т. Избранные сочинения / М.Т. Цицерон. – М., 1975.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Тема 2. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (2 часа)
Социальная обусловленность культуры и внутренние интересы ее самодвижения. Соотношение категорий «куль-
тура и цивилизация». Историко-философские традиции в анализе культуры. Определение сущности культуры в совре-
менных философских теориях. Аксиологическая, гуманистическая, технологическая, игровая, семиотическая концепция
культуры. Соотношение социальной и культурной динамики: синхронность и диахронность общественной жизни и
культурного развития. Проблема основания типологии. Сущность и критерии культурного прогресса. Своеобразие
культур Востока и Запада. Теория циклического развития культуры (Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойи-
би). Геополитическая идея. Евразийский проект.
В наш век колоссальных достижений науки и техники, в век освоения космоса и развития компьютерных техноло-
гий проблемы совместного развития культуры и цивилизации приобретают особую значимость. Как может высокая куль-
тура уживаться с непрерывными войнами и массовым уничтожением людей в цивилизованном обществе? Каждый здра-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »