ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи предметов и явлений. Каждая из культур формирует свои
определенные представления об этих взаимосвязях как в сфере реального, так и сверхъестественного. Эти отношения и
составляют главные отличия культур.
Одним из составляющих элементов культуры являются правила и нормы, которые регулируют поведение людей в
соответствии с ценностями данной культуры.
Культура существует в обществе с тех пор и до того времени, пока она непрерывно воспроизводится в своих раз-
личных проявлениях, материальных и духовных. Различным историческим этапам развития человечества свойственны
определенные типы общественного воспроизводства.
В условиях первобытнообщинного строя существовал один тип воспроизводства. В рабовладельческом и феодаль-
ном обществах существовали свои типы воспроизводства. При господстве домашнего производства и аграрного труда
воспроизводство культуры нацелено на максимальную адаптацию к природным ритмам, к чередованию времен года и
погодных условий. Окружающая среда долгое время представлялась человеку как заранее заданная внешними, не зави-
сящими от него силами. Человек не помышлял об изменении не им, а Богом созданной окружающей среды вплоть до на-
чала эпохи капитализма. В культурах, сложившихся до этой эпохи, имеет место так называемое простое воспроизводство
хорошо известного, ранее созданного. Деятельность человека этих культур мыслится и является как бы результатом дей-
ствий не отдельных индивидов, а вне человеческих сил. Наглядное представление о культуре простого воспроизводства
дает нам весь древнегреческий эпос. Особенно ярко эта культура проявляется в замечательных творениях Гомера –
«Илиаде» и «Одиссее». Герои этих произведений действуют согласно прихоти богов, восседающих на Олимпе и считаю-
щих своим долгом постоянно вмешиваться в события, происходящие на земле.
Между людьми и богами еще нет непроходимой пропасти, они даже находятся иногда в родственных отношениях,
как, например, Ахилл, Геракл и др. Интересно, что при таком многобожии нет ни малейшего представления о черте –
верховном владыке сил зла. Мерилом всех ценностей в античном мире являлся человек.
Совершенно другую этику видим мы в культуре средневековья и по большей части в эпоху Возрождения. Здесь Бог
целиком и полностью отстранен от человека. «Пути Господни неисповедимы», – утверждает средневековая поговорка,
смысл ее активно поддерживается до сих пор церковью. Человек – всего лишь игрушка в руках Бога или черта. Таков
смысл не только верований, но и действий человека в воспроизводстве культурных ценностей. Жить по божеским прави-
лам и установлениям – первейшая обязанность человека Средневековья.
Но вместе с тем в эпоху Возрождения начинается новый этап осмысления культуры. Гордость человека и самоут-
верждение собственной силы и таланта становятся отличительными качествами гражданина этой эпохи. Вот почему в
данный период истории особый смысл приобретает фигура художника, творца, создателя материальных и духовных цен-
ностей. Ценностная система Возрождения ориентируется, в первую очередь, на творения рук, ума, гения человека. При
этом он не просто удовлетворяет свои частные интересы, а творит мир, красоту, творит самого себя. Идея культуры (а
значит, и толкование самого термина «культура») обретает новый смысл – человеческое, гуманистическое измерение
становится главным. Культура в понимании выдающихся представителей Возрождения – это не только преобразованная
человеком природа, но и преобразование самого человека. Здесь мы видим созвучие и возрождение античных принципов.
В трудах просветителей – Вольтера, Гельвеция, Кондорсе, Тюрго и других – находим еще одну модель культуры.
Смысл термина «культура» сводится ими к некоему культурно-историческому процессу и развитию разума. В их пони-
мании цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, – сделать всех людей счастливыми, живущими в
гармонии с запросами естественной природы. Пожалуй, именно просветители впервые стали рассматривать культуру как
связующий элемент истории, как некую «эстафету поколений». Культура становится соразмерна процессу исторического
развития человеческого общества. Эта мысль для многих философов того времени и последующих веков становится
стержневой. Сущность культуры они осмысливают в контексте единого, непрерывно развивающегося целого, закономер-
но проходящего определенные, вполне необходимые ступени.
Для немецкой классической философии рассмотрение процесса развития культуры было неразрывно связано с нрав-
ственностью и личной свободой человека. Так, И. Кант в своих трудах доказывал, что нравственные поступки может со-
вершать только свободный человек. Но если человек как сознательно-моральное существо с уважением относится к себе,
то с таким же уважением он должен относиться и к другим людям: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к челове-
честву и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средст-
ву».
Если И. Кант изучал преимущественно нравственные аспекты культуры, то Ф. Шиллер – эстетические. Гегель Г. со-
средоточил свое внимание на исследовании разума, который он возвел в ранг фундаментальной силы исторического про-
цесса, толкуемого как процесс развития культуры.
Фундаментальные идеи развития культуры содержатся в трудах философов различных эпох. Значительное влияние
на кристаллизацию научных представлений о культуре оказали работы И. Данилевского, Ф. Ницше, О. Шпенглера, П.
Сорокина.
Развитие человечества, почти повсеместный переход к условиям капиталистического производства, распростране-
ние атеизма породили новый тип воспроизводства, отличительной чертой которого стали интенсивность и поиск нова-
ций. Культуре этого периода свойственно совершенствование и переосмысление всего ранее созданного.
Интенсивный тип воспроизводства культуры (к нему, несомненно, относится вся наша современная культура эконо-
мически и духовно наиболее развитых стран) требует от каждого человека способность сконцентрировать все ранее про-
изведенные ценности культуры, осмысленно преобразовать их, постоянно углублять сложившиеся понятия, формировать
на их основе новые идеи, новые культурные ценности и инновации. Интенсивный тип воспроизводства характерен для
качественно иного типа культуры, нацеленной на самосовершенствование человека и общества.
Но при этом необходимо помнить, что наряду с интенсивным типом воспроизводства в основном в последние два
столетия проявил себя и деструктивный тип воспроизводства, при котором создаются и воспроизводятся негативные ма-
териальные и духовные объекты деятельности человека. Деструктивное воспроизводство свидетельствует об упадке
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »