Культурология. Головашин В.А. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

мостоятельную науку. Но это перечислениелишь часть того поистине универсального наследия, которое оставил этот гений древне-
греческой культуры.
Если в V в. до н.э. центром монументальной архитектуры были Афины, то в следующем, IV в. до н.э., центр архитектуры пере-
местился в Малую Азию, которая вновь переживает период расцвета. В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с
более легкими пропорциями, чем прежде.
В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором прославился, в частности, талантливый зодчий Пифей, по-
строивший в г. Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолей
грандиозную гробницу карийского царя Мавсола и его жены Артемисии в г. Галикарнассе. Эту 24-ступенчатую трехъярусную мра-
морную пирамиду высотой 49 м, увенчанную четверкой коней в упряжкеквадригой, древние причисляли к семи чудесам света. Зда-
ние поражало своей пышностью и далеко отошло от простоты и строгости сооружений эпохи «высокой классики». Не менее пышными
и гигантскими были классический диптер (храм с двойным рядом колонн), также считавшийся «чудом света»: храм Артемиды в г.
Эфесе. Величественность и пышность этих построек сближали их с архитектурой Древнего Востока и свидетельствовали о приближе-
нии новой, эллинистической эпохи, в которой слились воедино греческие и восточные культурные заимствования.
В зодчестве IV в. до н.э. ведущую роль играли уже не храмовые (культовые) сооружения, а постройки светского характерате-
атры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный архитектурный ансамбль построен в г. Эпидавре: храм, стадион,
гимнасий, дом для приезжающих, концертный зал и прекрасный, поражающий гармонией пропорций и хорошей акустикой театр, ше-
девр выдающегося зодчего Поликлетамладшего.
Скульптура IV в. до н.э. передавала, по сравнению с творчеством великих афинских скульпторов V в. до н.э., больше индивиду-
альных черт. На смену величавости, достоинству, даже некоторой суровости классического стиля V в. пришли другие тенденции
драматический пафос, лиризм, задушевность и грациозность. Их воплотили в своем творчестве Скопас, Пракситель и Лисипп, пере-
давшие тончайшие оттенки движения человеческой души, настроения. Скопас, уроженец «мраморного» острова Парос, обычно созда-
вал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств.
Его «Менада», танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и
мирового искусства. На обломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с амазон-
ками – «Амазономахию».
Младший современник Скопаса, Пракситель, любил изображать олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения пря-
мостоящих статуй: его «Отдыхающий сатир» и «Аполлон» с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая
знаменитая статуя Праксителя – «Афродита Книдская» – прообраз многих позднейших изображений богини любви. Впервые в исто-
рии греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины. Подлинных статуй Праксителя
(так же, как и Скопаса) сохранилось очень мало: нам известны в основном лишь римские копии. Творчество Праксителя оказало за-
метное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на римских мастеров.
Стремление передать многообразие характеровосновная черта творчества третьего великого скульптора IV в. до н.э. – Лисиппа.
Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пла-
стический канон Поликлета. Этот новый идеал полнее всего воплощен в «Апоксиомене» Лисиппа.
Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением – «Аполлоном Бельведерским». Изысканность и эффектность
Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля.
В целом и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи IV в. до н.э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат
полное выражение в следующую, эллинистическую эпоху.
Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.)
Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм полити-
ческой организации и социальной жизни народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Начало эллинистической
эпохе положили походы Александра Македонского (334 – 323 гг. до н.э.) и завоевание им территории бывшей Персидской державы
(включая Египет, Месопотамию, Малую и Среднюю Азию). Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству
произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености при-
дворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родос-
ского и др. Поэзия стала искусством для избранных, ее весьма изысканный и часто вычурный стиль был далек от проблем, волновав-
ших общество в целом. Наиболее распространены были малые литературные формыэлегии и идиллии, в которых преобладали ми-
фологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы, которые тогда писали
повсюду. Модными были и сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых бу-
колических (пастушеских) идиллиях Феокрит из Сиракуз.
Интересы и вкусы горожан выражали комедия и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изо-
бражающие городской быт. Из многочисленных (более 60 имен) авторов возникшей в конце IV в. до н.э. в Греции «новой аттической
комедии», или «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедийТретейский суд», «Брюзга»,
«Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.
Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой
сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: сам Александр Македонский, по
преданию, основал 70 городов, названных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и
весьма рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а эллинистическая Приена на-
личием удобств превосходила средневековый Париж. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зда-
ний и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от палящего
солнца, и от дождя. Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали агору, территорию храма, пале-
стру, возведенные в каждом греческом городе. Повсюду на склонах холмов возникают каменные театры, наиболее примечательные из
которых построены в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене, Пергаме и Сиракузах.
В храмовой архитектуре получает всеобщее распространение ионический ордер, особенно в Малой Азии. Продолжалась реконст-
рукция храма Артемиды в Эфесе, строился великолепный храм Аполлона в Дидимах около Милета, строительство которого продол-
жалось почти 200 лет. Храм Аполлонаэто гигантское здание (116×52 м) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и с тремя по
фасаду, представлявшее образец классического диптера.
Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде
всего к монументальным алтарямалтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно к замечательному памятнику эпохиалтарю Зевса в