Культурология. Головашин В.А. - 48 стр.

UptoLike

Составители: 

римской хлебной мерыквадрантала, получившего название «четверик», существовавшем в русской системе мер и весов до 1924 г. О
масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до пяти тонн зерна.
По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек
поселения группировались в «гнезда» из трех-четырех поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то меж-
ду «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками.
Жили наши предки в наземных столбовых домах летом, а в холодное время годав полуземлянках. Жилища не имели окон и отапли-
вались «по-черному» глинобитными или каменными очагами без дымоходов и труб. Такой вид отопления сохранялся веками. Был он и
позднее в «курных», рубленных из бревен избах не потому, что славяне не додумались до устройства вытяжки из жилищ дома, он был
нужен для борьбы с насекомыми, прежде всего с комарами, которых в местах проживания славян среди лесных болот, на берегах рек и
озер было великое множество. Рядом с жилищами строились хозяйственные помещения для содержания скота, домашних припасов,
инвентаря и орудий труда. Погреба с весны забивались льдом и снегом и служили своего рода холодильниками. Археологические рас-
копки позволяют установить наличие у славян различных ремесел: кузнечного, гончарного, столярного и других.
Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину – «вервь». Прочность общинных институтов была настоль-
ко велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественному, а тем
более к социальному разделению внутри верви. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой
соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах
тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более
богатых семей.
Приблизительно в VII–VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалистыкузнецы, литейщики,
мастера золотых и серебряных дел, позднеегончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрахградах или на
городищах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговлигорода. Одновременно города
становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти. Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так
как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Именно на таком месте располагалось древнее мордовское городище,
на месте которого воевода Роман Боборыкин в XVII в. основал г. Тамбов. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной
стеной, называлась «кремлем» или «детинцем». Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии
которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободыпоселения ремесленников. Эта часть
города называлась «посадом». Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых
путей был путь «из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда дос-
тигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в.
Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со
странами Востока.
При изучении истории культуры русского народа исследователи обращают внимание на индоевропейские корни русского мента-
литета, закрепившиеся в языке и верованиях народа. Эта основа менялась в процессе движения далеких предков славян из Азии в Ев-
ропу и назад с Карпат до тех пор, пока они не обрели более или менее постоянное место проживания в середине первого тысячелетия
нашей эры на территории современной Украины, Белоруссии и западной части центральной России. Вот на этих степных землях в
условиях континентального климата с короткими летними периодами и долгими зимами, сильными морозами начиналась историче-
ская жизнь Киевской Руси.
До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из
вещей VI–VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения
мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских облас-
тей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве
имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.
В древних могилах находили много глиняных урн, покрытых лаком, с изображением львов, медведей, орлов, а также копья, но-
жи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в XVII в. найдены медные истуканы славянских
богов, работы их собственных художников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлических изображений, отливая голо-
ву, стан и ноги в разных формах и весьма грубо. Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладко обде-
ланные плиты, на которых выдолблены изображения рук, стоп ног, копыт и др.
Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям, наши предки мало успевали в зодчестве, тре-
бующем времени, досуга, терпения, и не хотели строить себе прочных домов: не только в шестом веке, но и гораздо позже обитали в
шалашах, которые едва укрывали их от непогоды и дождя. Славянские города были не чем иным, как собранием хижин, окруженных
забором или земляным валом. Там возвышались храмы идолов, не такие великолепные здания, какими гордились Египет, Греция и
Рим, но большие деревянные кровы. Не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украше-
ния, древние славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием так называемых изящных искусств. Первая нужда людей
есть пища и кров, втораяудовольствие, и самые дикие народы ищут его в музыке, в согласии звуков, веселящих душу и услаждаю-
щих слух. Предки брали с собой в путь не оружие, а кифары или гусли. Волынка, гудок и дудка также были известны нашим предкам.
Не только в мирное время, но и в своих набегах, в виду многочисленных врагов славяне веселились, пели и забывали опасность.
По нынешним народным танцам можно судить о древней пляске славян, которою они отмечали священные обряды язычества и
всякие приятные случаи: она состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, присе-
дать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых. Народные игры и потехиборьба, кулачный
бой, беганье взапускиостались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы.
На самом раннем этапе формирования феодальных общественных отношений у восточных славянских племен в начале VII в.
(после окончания борьбы антов с готами и прокатившейся по юго-востоку и юго-западу Европы волны нашествия гуннов) на Волыни,
Верхнем Поднестровье и Побужье из союза славянских племен возникает первое государственное образование, которое в истории из-
вестно как «держава волынян».
В 20-х гг. VI в. (при византийском императоре Юстиниане) восточные и западные славяне вступили в ожесточенную борьбу с
Византийской империей и, сокрушив ее оборонительные сооружения на Дунае, вторглись на территорию Балканского полуострова.
Затем они появились и в таких частях империи, как Пелопоннесе, острова Эгейского архипелага в Средиземном море, на побережье
Адриатического моря и даже в Малой Азии и на северном побережье Африки. Славяне не ушли из пределов Византии и стали основ-
ной массой населения, особенно сельского, в ряде ее частей. Так сложились народности южных славян: хорваты, словенцы, болгары,
сербы, македонцы, которые впоследствии создали свои государства.