ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
РУСЬ ЯЗЫЧЕСКАЯ (2 часа)
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами,
которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В
понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его
взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как
культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо-
восточной Руси и т.д.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, открытое всем как внутриплеменным оте-
чественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как тра-
диции полян, северян, радимичей, новгородских словен, кривичей, других восточнославянских племен, так и влияние соседних наро-
дов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, – угрофиннов, балтов, иранских
племен, других славянских народов.
В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была од-
ним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е.
находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто копировала эти чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но и применяла к своим культурным
традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о пре-
красном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной
духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.
Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.
Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там в глубинах древности
зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и ее
отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире.
Своеобразным был и быт наших предков. «Правосудие у них было запечатлено в умах, а не в законах, – писал один греческий ис-
торик, отмечая, что у славян в то время еще не было письменного законодательства, – воровство случалось редко и считалось важнее
всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его». Другой автор свидетельствует:
«Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храб-
ры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и все-
возможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужестранцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожают их
от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей
беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье». Греки заметили особенности общинного
патриархального порядка жизни славян: «Пленники у славян не так, как у прочих народов, не всегда остаются в рабстве; они опреде-
ляют им известное время, после которого, внеся выкуп, те вольны или возвратиться в отечество, или остаться у них друзьями и сво-
бодными». Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: «Они
превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погиб-
нуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще
красивы и рослы; волосы их отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый. …Часто делают набеги, неожи-
данные нападения и различные хитрости днем и ночью и, так сказать, играют войной. …Величайшее их искусство состоит в том, что
они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных
тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине.
Кто даже заприметит эти трубки, тот, не зная такой хитрости, сочтет их настоящими. Опытные люди узнают их по отрезу или по по-
ложению, и тогда их придавливают ко рту или выдергивают и тем заставляют хитреца всплыть наверх». Удивительно и такое наблю-
дение: «Славяне никакой власти не терпят и друг к другу питают ненависть».
Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были
среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.
Зависимость от природы, стихии, неустойчивость климата порождали в народных представлениях страх и ощущение постоянной
зависимости от господствующих и неподвластных сил. Славяне представляли мир просто и ясно. Для них он – единое органическое
целое. В нем все взаимосвязано и всему свое место и время. Древние славяне одухотворяли природу. Наши предки считали, что огром-
ный прозрачный купол обнимает всю землю. Небо и земля крепко связаны между собой. Они виделись славянам как бессмертная суп-
ружеская чета, они почитались как всеобщие родители. С землей был связан культ Рода, небесного существа, носителя мужского нача-
ла. Земля была при Роде. Природа соотносилась с землей-матерью, дающей начало всему живому миру. Поэтому одним из древнейших
в языческих верованиях стал культ земли. К земле относились как к святыне. Перед началом земледельческих работ просили у нее
прощение за то, что «вспарывали ее грудинку» сохою. Уходя на чужбину, уносили с собой горстку земли. Низко кланялись ей, как
матери.
Многие земные боги древних славян берут свое начало от культа земли и связаны с годовым циклом хозяйственной деятельности
на земле. На почве культа предков складывается почитание Рода и Рожаниц (дев плодородия и покровительниц младенцев). Рядом с
ними находился покровитель родичей, защищавший их от всякого лиха – Чур. Он оберегал не только самих членов общины, но и их
территорию. Культ Рода и Рожаниц был наиболее распространенным и устойчивым и сохранялся довольно длительное время после
принятия христианства.
К древнейшим культам древних славян относится культ воды. Славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. По-
клоняясь водяным божествам, древние славяне очищались водой. Они приносили жертвы воде, оставляя на берегу свои жертвоприно-
шения или опускаясь в воду, чтобы их приняла почитаемая священная стихия.
В 980 г. князь Владимир Святославович предпринял первую попытку сформировать своеобразный пантеон верховных божеств во
главе с богом грозы, молнии, войны и дружины Перуном.
Письменные источники называют имена многих богов Древней Руси, которым поклонялись славяне. Как правило, женские боже-
ства были связаны с аграрно-магическими циклами. Наряду с Макошью, которая почиталась не только как богиня плодородия, но и
как покровительница девичьей судьбы, существовал культ Лады – богини любви, брака, юности и красоты. Считалось, что Лада выво-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- …
- следующая ›
- последняя »