ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных
славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи;
это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу
воина клали останки боевого коня, оружие, украшения.
Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган и совершалась языче-
ская тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские
состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.
ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ (2 часа)
Большую роль в истории Древней Руси сыграли города, но одной из особенностей древнерусской городской культуры была ее
глубокая связь с крестьянским творчеством. Крестьянское искусство, развиваясь параллельно с «большим» городским искусством, не
было отделено от него глухой стеною. В Новгороде, наиболее зрелом средневековом городе Древней Руси, это влияние порой просле-
живалось с гораздо большей отчетливостью, чем в искусстве столиц больших княжеств.
Существенные особенности древнерусского искусства определялись жизненностью патриотических идей. Уже в XI–XII вв. люди
Древней Руси (жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире) ощущали свою связь с русской землей. Это чувство намного обостри-
лось в период татаро-монгольского ига, ускорило рост национального самосознания и, естественно, отразилось во всех сферах духов-
ной жизни, в том числе и в художественном творчестве. В результате древнерусское искусство получило яркий отпечаток художест-
венных вкусов народа, обрело свое национальное своеобразие.
Уже в XI–XII вв. в древнерусском искусстве появляются композиции и образы, которых византийское искусство не знало. На-
пример, культ Бориса и Глеба вызвал к жизни новые иконографические сюжеты. Возникла композиция «Покров Богоматери» и ряд
других. Древнерусский художник выполнял предписания церкви, но вносил в свое произведение и новшества, которые показались бы
еретическими в Константинополе. Церковь была вынуждена санкционировать эти новшества, ибо только таким путем она могла про-
тивостоять широкому потоку местных, чаще еще языческих верований, и вводить их в русло официальной господствующей религии.
Эти особенности древнерусской художественной культуры очень ярко проявляются в церковной живописи и архитектуре, неразрывно
связанных между собой. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов в гражданском и крестьянском строительстве, ее
своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях – храмах (что, как известно, свойственно всему средневековому зодчеству).
Древнерусские зодчие прекрасно чувствовали связь архитектуры с окружающим ландшафтом. Будь то скромный монастырский храм в
лесной глуши или величественный городской собор, окруженный мощными крепостными стенами, они гармонично вписываются в
пейзаж, прекрасно соответствуя характеру русского ландшафта. Постоянное общение древнерусского человека с природой придало и
зодчеству внутреннее единство и цельность, соразмерность, простоту форм, спокойный и мужественный ритм. Необходимо также от-
метить взаимосвязь деревянного и каменного зодчества, принимающую самые различные формы на разных этапах исторического раз-
вития древнерусской архитектуры.
Пластика занимала в древнерусском искусстве подчиненное положение. Как и в Византии, православная церковь видела в круг-
лой скульптуре наследие «идольских», языческих времен и относилась к ней неодобрительно. Хотя этот взгляд с течением времени
изменился, круглая скульптура так и не получила большого развития в Древней Руси. Зато процветало прикладное искусство: резьба
по дереву и камню, литье, чеканка, эмальерное дело, вышивка, керамика и др.
В изобразительном искусстве Древней Руси самобытность проявилась с не меньшей силой. Даже в Византии иконопись никогда
не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из основных общераспространенных форм изобразительного искусства,
соперницей монументальной живописи.
В пределах твердо установившихся правил (плоскостного изображения, условность передачи фигуры, лица, архитектурного и
природного фона) художники достигали огромной выразительности. Простыми средствами они создали образы глубокого внутреннего
содержания, большой эмоциональности и силы. Это дает право считать икону одним из важнейших вкладов древнерусского искусства
в мировую художественную культуру.
Путь развития древнерусского искусства делится на ряд четко обозначенных периодов, в основном совпадающих с эпохами со-
циально-экономической и политической историей общества.
Это эпоха Киевской Руси (IX – начало XII вв.), пора феодальной раздробленности (XII–XIII вв.), период борьбы против татаро-
монгольского ига и объединение русских княжеств (XIV – начало XV вв.), время сложения и укрепления русского и централизованно-
го государства (XV–XVI вв.) и конец XVII столетия, когда обнаружился кризис средневекового искусства и зарождалось искусство
нового типа. У истоков древнерусской живописи стоит иконописная школа древнего Новгорода.
В середине XIV в. новгородская школа живописи достигла уже подлинной зрелости. Тому свидетельством погибшие фрески Ми-
хайловской церкви Сковородовского монастыря близ Новгорода (как и церкви Спаса на Нередице, разрушенной фашистами).
Увы, изучение этих замечательных фресок далеко не было закончено, так как до 1937 г. их скрывали известковая побелка и тол-
стый слой позднейших записей, а обнаружение и расчистка их были оборваны в начале Великой Отечественной войны.
Сознавая непревзойденный уровень своей иконописи, новгородцы равняли по ней и свою монументальную живопись. Расписы-
вая стены храма, новгородский художник как бы увешивал их иконами. Недаром, сообщая о росписи новопостроенной церкви, лето-
писцы обычно добавляют: «украси ю иконами», хотя речь идет о фресках. В Новгороде особенно рано возникло отношение к иконе как
к драгоценности, как к священному образу, на который любо смотреть с благоговением. «Певучесть» очертаний и интенсивность звон-
кой колористической гаммы создавали в иконе веселящую душу симфонию линий и красок. И хотя XIV в. может считаться золотым
для новгородской монументальной живописи, характерные свойства иконописи по-прежнему явственны в ней и в эту пору.
Чем шире развивалась иконопись, без которой не могла обойтись ни одна деревянная церковь, тем определеннее выявлялась ее
ведущая роль во всем древнерусском изобразительном искусстве.
Феофан Грек – родоначальник древнерусской иконописи
В 70-х гг. XIV в. в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи, появляется выходец из
Константинополя – знаменитый Феофан Грек. О нем следует сказать особо. Во-первых, он был гениальным художником; во-вторых,
что является для того времени исключением, мы имеем живое представление о его личности, и, наконец (а это самое главное), «он
настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его имя в такой же мере неотделимо от
последнего, как имена Растрелли, Кваренги и Росси», – как утверждал знаток его творчества, академик В.Н. Лазарев в своей моногра-
фии о творчестве Ф. Грека.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- …
- следующая ›
- последняя »