ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
дит весеннее солнце из-за туманных покровов зимы. Обряды и песни, связанные с Ладой, приходились в основном на весну и лето.
Они были связаны с хлопотами об урожае, с надеждами на удачное будущее молодых девушек, которых весной выдавали замуж.
Леля (Ляля) – дочь Лады – олицетворяла весну, весеннюю зелень, расцвет и обновление природы. Культ Лады и ее дочери восхо-
дил к начальной стадии становления языческих верований у древних славян и был связан с поклонением Рожаницам. В русском языке
также сохранились слова, подчеркивающие значение Лели как младшей богини: «люлька» – детская колыбелька, «лялька» – ребенок,
игрушка.
На архаической стадии развития языческих верований мужские божества находились на втором плане, уступая женским богиням,
символизирующим рождение, начало, плодородие. Тем не менее, божества плодородия и любви были парными. Например, рядом с
Ладой находился бог Ладо, и они символизировали брак, любовь и плодородие, но сведений о нем, как и о некоторых других божест-
вах, почти не сохранилось.
К X в. положение изменилось. Князь Владимир повелевает «постави кумиры на холму». Заняв главенствующее положение, муж-
ские божества разделили свои функции: Сварог и Сварожичи почитаются как верховные божества природных стихий. Над ними ока-
жется покровитель князя и его дружины Перун-громовержец, а место рядом с ним принадлежит божествам плодородия Велесу (Воло-
су), Яриле и Роду.
Божество, известное у славян под именем Велес, было почитаемо не менее, чем Перун. В древнерусских источниках Велес вы-
ступает как покровитель домашних животных, бог богатства и власти. В договорах с Византией Велес соотносится с золотом, а Перун
– с оружием. Идола Велеса нет в перечне богов, избранных Владимиром, но его изображение в Киеве существовало. Культ Велеса был
распространен и в Новгороде. Он почитался как хозяин леса, божество охотничьей добычи. Велес олицетворял собой связь мира жи-
вых и мертвых, покоящихся в земле и обеспечивающих ее плодородие. С распространением земледелия появился обычай оставлять на
поле не сжатыми несколько стеблей хлебных злаков. Считалось, что это подношение обеспечит будущий урожай.
У древних славян также почитался Ярило – бог плодородия, чувствительных утех и наслаждений. Этот бог пришел на смену бо-
лее архаичному культу Лады. Праздники в честь Ярилы проводились в конце мая – начале июня. Своеобразным двойником Ярилы был
Купала. Его праздник приходился примерно на то же время, что и Ярилы. Это были бурные торжества во имя огня и воды. В честь
Купалы после сбора урожая славяне разжигали костры и бросали в них зеленые ветки, венки и другую растительность, считая, что
обеспечивают себе изобилие в будущем.
Культы богов дополнялись образами добрых и злых лесных, водяных, домашних богов, а также многочисленными добрыми и
злыми духами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходи-
ли злые духи – упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых ду-
хов заговорами, амулетами.
Во главе славянских божеств стоял великий Сварог – бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.
Его сыновья – Сварожичи – солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами.
Недаром автор «Слова о полку Игореве» называл славян «даждьбожьими внуками». Бог Велес почитался у славян в качестве покрови-
теля скотоводства, это был своеобразный «скотный бог», Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.
По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон.
Так, в VIII–IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который явно пришел из мира иранских племен, оттуда же появился и бог
Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного
царства, божество плодородия.
Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покро-
вительницей женской части хозяйства.
Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов,
в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома
Перун – молния, как высшее божество. К XI в. Перун стал главным богом восточных славян.
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными суще-
ствами. В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.
Название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древнеславянском языке «светлый», «чистый». Обитание ру-
салок связывали с близостью водоемов – рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки
выходили на сушу и обитали уже на земле, на ветвях деревьев.
В прологе к «Руслану и Людмиле» у А.С. Пушкина сказано: «Русалка на ветвях сидит». На зиму русалки спускались глубоко под
землю. А в реках и озерах они плавали очень ограниченное время, лишь в период полутора летних месяцев – «русалий».
Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родона-
чальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя – домового, чу-
ра, защитить его и говорил: «Чур меня, чур меня!»
Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фанта-
стический и поэтичный. Он входил в ежедневную жизнь каждой славянской семьи.
Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), после поворота солнца на весну начинался
праздник Коляды. Сначала в домах гасили огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало
новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.
Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия.
Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начина-
лась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. Выражение
«первый блин комом» восходит к древнему культу арийских предков «комам», которые посвящались прародителям.
1–2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова
славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.
Новый всенародный праздник отмечали 23 июня и называли праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот.
Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки вы-
ходили на берег из воды, начиналась «русальная неделя». Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых
девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.
Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как
бы помогал священный огонь.
В купальские ночи совершались так называемые «умыкания девиц», когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту
от домашнего очага.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- …
- следующая ›
- последняя »