Культурология. Головашин В.А. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

Вплоть до конца X в. славяне вели ожесточенные войны с Византией, при этом они были нападающей стороной. В 905 – 907 гг.,
когда уже существовала Киевская Русь, русский флот и сухопутное войско вновь, в который раз, появились под Константинополем.
Византийцы предпочли переговоры военным действиям против русских и богато одарили их, выплатили контрибуцию, согласились
уплачивать дань. Важнейшим подтверждением удачного похода на Византию являются договоры русских с греками. Договоры свиде-
тельствуют, что в Константинополе проживали русские купцы и воины; русские служили наемниками в императорских войсках и хо-
дили с ними в походы вплоть до Испании и южных берегов Средиземного моря. В Византии с незапамятных времен жили русские
купцы.
В 907 г. под стенами Константинополя было достигнуто соглашение. Русские получили право беспошлинной торговли в столице
империи; русским послам предоставлялось особое «посольское» довольствие, а купцаммесячина в течение шести месяцев; на обрат-
ный путь их снабжали якорями, парусами, канатами, продуктами.
В сентябре 911 г. был заключен еще один договор, который устанавливал порядок урегулирования конфликтов, обмена и выкупа
пленных, возвращение беглых рабов и преступников и т.д.
Существенные перемены в характере отношений с русскими внесло укрепление Византийской империи в 20 – 30-х гг. X в. и
вторжение в причерноморские степи полчищ печенегов. С этого времени печенежская угроза становится важнейшим фактором анти-
русской политики империи. Однако дружественными отношения между Византией и Русью оставались в 20-х гг. X в. «Клятвенные
договоры» с русскими сохранили силу вплоть до похода Игоря в 941 г. В договоре 944 г. как бы признается вина Византии за проис-
шедший разрыв. Византия не желала более соблюдать условия договоров 907 и 911 гг. Встревожило империю и постепенное укрепле-
ние русских на берегах Черного моря. Русские пытались обосноваться в устье Днепра, оставаясь там и на зимнее время. Очевидно,
речь шла о попытке русских использовать днепровское устье и другие районы Причерноморья в качестве плацдарма для подготовки
весенних и летних военных экспедиций в бассейне Черного моря.
По договору 944 г. русские должны были защищать Херсон. В договоре подчеркивается, что русский князь не имеет права распро-
странять свою власть на владения империи на северных берегах Черного моря.
Результатом византийско-русских противоречий был поход Игоря 941 г., который явился неожиданностью для византийцев.
Лишь в сентябре, стянув значительные силы из Малой Азии, Фракии и Македонии, византийцы вытеснили русских.
Несмотря на неудачу, русский князь принялся готовиться к новому походу. В 943 или 944 гг. Игорь, заключив союз с печенегами,
выступил по суше и по морю против Византии. Однако императорские послы сумели склонить Игоря к миру. Был заключен новый
договор, более благоприятный для византийцев, чем договор 911 г.
В течение четверти века после заключения договора 944 г. отношения Византии и Руси были мирными.
В 957 г. Русь сделала шаг навстречу империи: русская княгиня Ольга в сопровождении большой свиты была принята Константи-
ном VII Багрянородным. Однако в это время в отношениях Руси с империей проскальзывают черты настороженности и враждебности.
Константин Багрянородный видел в Руси врага и делал ставку на печенегов как на союзников против русских. Ольга осталась недо-
вольна приемом.
Противоречия, нараставшие между Византией и Русью, вылились в конце 60-хначале 70-х гг. Х в. в крупное военное столкно-
вение.
Официально в июле 968 г. отношения Руси с Византией были дружественными: 20 июня этого года русские корабли еще стояли в
константинопольской гавани.
В результате дипломатических маневров Византии печенеги весной 969 г. осадили Киев. Однако завоевать и подчинить себе Ки-
евскую Русь не удалось ни им, ни позже появившимся половцам. Российские историки всячески пытались поставить под сомнение
указанный в «Повести временных лет» факт призвания восточными славянами на княжение «варягов». Но в этом, по меркам того вре-
мени, не было ничего особенного, порочащего самостоятельность и достоинство складывающейся русской нации.
И ранее племенные старшины выбирали и «призывали» наиболее талантливых военачальников с их дружинами на роль предво-
дителейвождей объединенных союзных воинских формирований для набегов на Византию или отражения вражеских нашествий.
Однако их власть кончалась сразу же после выполнения поставленной воинской задачи. Известно, например, как это решалось новго-
родским вече, неоднократно призывавшим на княжение таких военачальников с их дружинами и изгонявшим «варягов» после отпаде-
ния надобности в них. Закрепление власти «варягов» на княжение в землях восточных славян явилось не признаком их слабости, а
результатом непрекращающейся надобности в военных вождях, результатом перехода этих племен от первобытнообщинного строя к
раннефеодальному, что в те давние времена являлось общим процессом у всех «варварских» племен в Европе. «Варяги» не принесли в
Восточную Европу ни свой язык, ни свою культуру, они, говоря современным языком, обрусели здесь. А их военачальники-князья
способствовали созданию у восточных славян их собственного государстваКиевской Руси, а не завоевали и не присоединили эти
земли к существовавшим в то время «варяжским» княжествам в Скандинавии. Долгое время, на протяжении не одного столетия, шло
объединение восточнославянских племен в Киевскую Русь, ставшую их первым государством.
Срединное положение между Западом и Востоком, между Азией и Европой имело и положительные, и отрицательные стороны.
Древняя Русь постоянно испытывала давление с запада (немецкое, польско-литовское). С юга и востока тревожили кочевники, оттуда
же прокатилось в ХIII в. татаро-монгольское нашествие, принесшее Руси страшные испытания и надолго замедлившее ее развитие.
Русь приняла на себя этот удар, защитив Европу.
В то же время то, что Русь была перекрестком востока и запада, севера и юга, многое давало ей. Великий путь «из варяг в греки»
служил развитию торгово-политических отношений, обогащению культур общающихся народов.
Из Византии и Греции пришло на Русь христианство. Великий шелковый путь в его северо-кавказском и волжском ответвлениях
тоже шел по территории Руси и служил делу взаимообогащения культур.
Домонгольский период истории Киевской Руси продолжался около четырех столетий (середина IX – середина ХIII вв.). За это
время Киевская Русь из первобытнообщинной стала феодальной (рабовладельчество не получило в ней ничего, кроме зачаточных про-
явлений), из языческой она превратилась в один из оплотов христианства, не утратив при этом некоторых языческих культов. Из без-
вестной окраины исторической жизни она становилась сильным государством, которого побаивались даже такие могущественные со-
седи, как Византийская империя и Хазарский каганат. Страна деревянных полуземляночных поселений становилась страной каменных
городов, удивлявшей иностранцев, называвших ее «гардарикой» – страной городов. По данным А. Тиц, городов в Киевской Руси в
середине XIII в. было более трехсот.