Культурология. Головашин В.А. - 55 стр.

UptoLike

Составители: 

Хотя тому нет письменных подтверждений, как-то сразу решаешь, что эти иконы (ныне хранятся в Третьяковской галерее) могли
быть написаны не учениками Рублева или иным мастером, испытавшим его влияние, а только им самим. И это первое впечатление
подтверждается самым требовательным искусствоведческим сопоставлением этих икон с рублевской «Троицей». Да, эти нежные кра-
сочные сочетания, эта общая чарующая музыкальность и эта высокая одухотворенность выдают великого русского мастера во всей
неповторимости его вдохновения, его стиля и художественного темперамента.
То, что осталось от фресок Успенского собора во Владимире, исполненных Рублевым и Даниилом Черным, самая замечательная
храмовая роспись этой же поры. Изображение «Страшного суда» радует той проникновенностью, с которой в нем выявлено, несмотря
на грозный сюжет, творчество именно доброго, светлого начала, а музыкальность плавных контуров, красота голов старцев и юношей,
равно как их поэтическая одухотворенность приравнивают чисто русское искусство этой росписи к наиболее выдающимся достижени-
ям всей тогдашней европейской монументальной живописи.
Этими же двумя мастерами вместе с учениками исполнен и иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в Загорске.
Отдельные его иконы так превосходны, что их хочется приписать одному Рублеву.
«Смиренным» часто называют старинные письменные источники инока Андроникова монастыря (где он и закончил свою жизнь)
великого живописца земли русской Андрея Рублева. Смирение помогло ему, вероятно, в невзгодах того бурного времени. Но сквозь
эти невзгоды он угадал те чаяния и ту волю, что воодушевляли русский народ. И запечатлев это в своем сердце, он их выявил еще ярче
в своем искусстве. Не случайно именно Андрей Рублев из всех русских иконописцев был причислен русской православной церковью к
лику святых угодников.
Дионисий и другие великие иконописцы
Древней Русипродолжатели дела Андрея Рублева
Самым крупным мастером живописи второй половины XV и начала XVI вв. был Дионисий, лучшие произведения которого про-
никнуты глубоким оптимизмом, отражающим подъем национального самосознания, веру в лучшее будущее русского народа.
Место и год рождения Дионисия неизвестны. По-видимому, он родился около 1440 г., вскоре после смерти А. Рублева, и был
учеником одного из ближайших последователей великого мастера.
Литературные источники оставили нам сведения о ряде работ Дионисия.
В 1481 г. Дионисий становится руководителем работ и вместе с другими московскими живописцами, имена которых упоминает
летописьПоп Тимофей», «Ярец да Коня»), получает заказ на выполнение икон вновь построенного Успенского собора.
Из большого количества исполненных Дионисием и его помощниками икон сохранились три: «Апокалипсис» и изображение мо-
сковских митрополитов Петра и Алексея. Большинство исследователей считают эти иконы произведениями самого Дионисия. Боль-
шие монументальные иконы Петра (Кремль) и Алексея (Государственная Третьяковская галерея) одинаковы по размеру и очень похо-
жи друг на друга.
В центре иконыторжественное фронтальное изображение митрополита в рост с молитвенно поднятыми руками. В одеждах преоб-
ладают холодные, светлые, преимущественно белые тона. Идеализированные лица русского типа бесстрастны. Наряду с официальной
трактовкой центрального образа, художник в клеймах той и другой иконы дает ряд интересных сцен, изображающих различные историче-
ские события, в которых принимали участие Петр и Алексей. Эти сцены выполнены в другой, более сложной и жизнерадостной красочной
гамме.
В Государственной Третьяковской галерее находится точно датированная работа Дионисияикона «Богоматери Одигитрии»
1482 г., исполненная им для Вознесенского монастыря в Монастырском Кремле. Эта икона, написанная на старой доске, вместо обго-
ревшей во время пожара греческой иконы «Одигитрии», носит печать официального холодка. Образ богоматери отличается строго-
стью, торжественностью и спокойствием, но художник сумел придать ее лицу русские черты и усилил звуковое звучание образа (виш-
невые, золотисто-желтые и голубые тона).
Фрески Дионисия и его сыновей Феодосия и Владимира сохранились только на далеком севере, в Ферапонтовом монастыре (20
км от Кирилло-Белозерского монастыря). Точно датированные надписью на стенах (1500 – 1502 гг.) фрески покрывают стены, столбы
и своды собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. Большая часть композиции посвящена деве Мариипокровительнице
Москвы и Московского государства. Она изображена и в своде алтаря в торжественной позе, восседающей на троне, среди ангелов с
младенцем на коленях, и в центральной части «Страшного суда», и на западной стене, в композиции «Деисус» как заступница за чело-
веческий род, умоляющая о милости и снисхождении.
Во фреске «Покров Богоматери» особенно ярко выражена идея заступничества Марии за людей, идея сострадания и посредниче-
ства между людьми и небесными силами. Богоматерь выступает в ней как покровительница русской земли.
Торжественна и празднична композиция «О тебе радуется», в которой ангелы и святые прославляют Марию. Наряду с компози-
циями, посвященными богоматери, в соборе Ферапонтова монастыря представлены и сцены из жизни Христа. В этой группе выделяет-
ся ритмичная композиция «Брак в Кане», построенная по овалу. На первом плане размещены странные удлиненные фигуры с изящно
склоненными головами, узкими и покатыми плечами. Формы и линии плоско трактованных зданий на втором плане ритмически по-
вторяют очертания человеческих фигур, играя роль своеобразного компонента. В композициях Дионисия все подчинено образу чело-
века, а архитектура, несмотря на значительное место, ею занимаемое, играет второстепенную роль.
Типы лиц отличаются мягкостью выражения, но они недостаточно эмоциональны и лишены в большинстве случаев черт психо-
логизма, национальных и индивидуальных особенностей, так отчетливо выраженных в творчестве А. Рублева.
К работам Дионисия некоторые исследователи относят небольшую икону «Шестиднев», выполненную с тонким, блестящим мас-
терством. В центре иконы изображен «Деисус» – Христос, Мария, Иоанн Предтеча и ангелы в сверкающих белых одеждах; под ними в
полуовальных арках легкие странные фигуры святых и проповедников, также в белых одеждах, на розовых, светло-желтых, голубых и
светло-зеленых фонах. Вверху размещены шесть евангельских сцен.
В этой иконе художник создал прекрасные образы, полные радостного волнения.
Дионисий умер в начале XVI в., вскоре после окончания стенописи Ферапонтова монастыря. Он оставил целую школу мастеров
живописи, которые продолжали его традиции в течение двух первых десятилетий XVI в. Наиболее знаменитыми из них были сыновья
Диони-
сияФеодосий и Владимир. Из работ Феодосия сохранились миниатюры «Евангелия» 1507 г. (в Санкт-Петрбургской Публичной биб-
лиотеке) и недавно расчищенные фрески Благовещенского собора 1508 г. (к сожалению, сохранившиеся плохо и почти утратившие
цвет). Работы учеников хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее.
Дионисий работал в один из замечательных периодов истории русского народа, когда русское государство складывалось в могу-
щественное и единое целое и начинался процесс образования общерусской культуры. Лучшие работы Дионисия, проникнутые светлой
радостью, выражали мечты и надежды русского народа. Однако в некоторых его произведениях, выполненных по заказу великого кня-