Культурология. Головашин В.А. - 56 стр.

UptoLike

Составители: 

зя и крупных церковных деятелей, есть черты официальной торжественности, манерности и изысканности, противоречивости и двой-
ственности; в его живописи уже нет эпической цельности и глубины, свойственных искусству Рублева.
Крупнейшим мастером живописи XVII в. был иконописец Пимен, Федоров сын, по прозванию Симон Ушаков (1626–1686) –
уроженец Москвы, в 1648 г. был принят жалованным иконописцем в Оружейную палату, которая в XVII в. была крупнейшим художе-
ственным центром в Московском государстве.
Роль Симона Ушакова в создании русского художественного стиля XVII в. была очень велика, так как он в течение 38 лет рабо-
тал в Оружейной палате и долго руководил ее мастерами. Симон Ушаков уделял много времени педагогической работе и интересовал-
ся ею; он собирался создать гравированную азбуку рисования, состоящую из анатомических рисунков. До нас эта азбука не дошла, но,
возможно, что некоторые изображения лицевого букваря Кариона Истомина, выгравированные мастером Серебряной палаты Леонти-
ем Буниным, являются частями азбуки Симона Ушакова.
В средние века мастера передавали свои навыки и секреты замкнутому кругу учеников. Иначе поступал Симон Ушаков, который
стремился сделать общедоступными свои знания и опыт, положить начало новой системе художественного обучения, которая получи-
ла развитие в XVII в.
Симон Ушаков жил в период борьбы старых, патриархальных церковных воззрений с новыми, светскими реалистическими тен-
денциями. В области живописи также шли горячие споры сторонников старых икон с темными аскетическими лицами святых со сто-
ронниками новой, более реалистической живописи, в которой лики святых были похожи на живые человеческие лица. Более ярко и
последовательно сформулировал новую эстетическую теорию Симон Ушаков, написавший трактат «Слово к любителям иконописа-
ния». Из всех искусств он выше всего ставит живопись, ибо ее изображению доступны все явления природыона оживляет мертвых,
напоминает о прошедших делах и т.д. Ушаков выражает широкие взгляды на искусство и его общественное значение, сравнивает жи-
вопись с зеркалом, обладающим способностью отражать жизнь такой, какой она есть на самом деле. Эти высказывания свидетельст-
вуют о реалистических устремлениях мастера, порывающего со средневековым художественным мировоззрением.
Творческая практика Симона Ушакова частично отразила его теоретические взгляды, которые, однако, далеко опередили ее.
Он одним из первых стал подписывать и датировать свои произведения, иногда сообщая интересные сведения о себе. Лучшие его
иконы написаны для церкви Грузинской богоматери в Китай-городе по заказу богатых купцов Никитниковых для московских и под-
московных монастырей (Троице-Сергиева, Новодевичьего, Донского) и церквей. Его произведения украшали храмы и дворцы Кремля.
Из стенописей С. Ушакова сохранились фрески церкви Грузинской богоматери 1653 г. Написанные им фрески Теремного дворца и
реставрированные им же фрески Золотой и Грановитой палат не сохранились до наших дней, так же, как живопись по холсту, укра-
шавшая коломенский дворец, выполненная под руководством С. Ушакова.
Из ранних икон С. Ушакова наиболее известна икона «Великий архиерей» (голова Христа в архиерейской митре) 1657 г. из Гру-
зинской церкви. В изображении лица Христа наблюдаются особенности, не встречающиеся в более ранних произведениях иконописи.
Об интересе Ушакова к изображению человеческого лица свидетельствует другая икона Грузинской церкви – «Благовещение»
1659 г., окруженная мелкими сценами акафиста, написанная тремя мастерами: Яковом Казанцем, Гавриилом Кондратьевым и Симоном
Ушаковым, который писал только лица, о чем свидетельствует надпись на иконе. По своему стилю эта икона относится целиком к первой
половине XVII в. Скалистые пейзажи и фантастические нагромождения архитектуры, миниатюрные фигурки людей, яркие краски и
золотовсе напоминает иконы «строгановских» мастеров. В 1668 г. Симон Ушаков написал аллегорическую композицию «Древо го-
сударства российского». На иконе изображены Кремль и Успенский собор, у основания которого стоят Иван Калита, «собиратель рус-
ской земли», и митрополит Петр, сажающие «древо» государства российского. На ветвях древа в круглых медальонах изображены
различные деятели московского государствакнязья, цари и патриархи. Внизу, на кремлевской стене стоят слева царь Алексей Ми-
хайлович, справацарица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором. В центре древа, в овале изображена покровительница
Москвы и Московского государстваВладимирская богоматерь. Образ богоматери, созданный Симоном Ушаковым, не является по-
вторением древней иконы. Ее округлое лицо, нежный цвет розоватых щек и полные губы носят черты жизненности и обаяния. Наибо-
лее реалистичны портретные изображения Алексея Михайловича и членов его семьи. Основная идея произведениявозвышение и
прославление Русского государства и его исторических деятелей.
Симон Ушаков неоднократно вводил портретные изображения в свои иконы. В небольшую икону «Архангела Михаила» 1676 г.,
хранящуюся ныне в Третьяковской галерее, художник ввел очень жизненную фигуру молящегося человека в обычном одеянии про-
столюдина, возможно, заказчика и владельца иконы. Исторические свидетельства говорят о том, что Симон Ушаков писал настоящие
портреты, «парсуны» (от словаперсона) масляными красками на холсте. В 1669 и 1682 гг. Ушаков написал три портрета царя Алек-
сея Михайловича, в 1685 г. – портрет царя Федора Алексеевича. К сожалению, ни одного из этих портретов не сохранилось до наших
дней.
Из иконописных работ С. Ушакова необходимо отметить ряд изображений «Нерукотворного Спаса», в которых художника
больше всего интересует естественность и материальность передачи человеческого лица, и «Троицу» (1671 г.), выполненную по заказу
греческого купца. В этой иконе ярче всего отражена борьба старого и нового в творчестве Ушакова. Со старыми традициями связано
композиционное построение иконы, повторяющее в несколько измененном виде композицию А. Рублева, жесткие складки ангелов,
золотые пробелы, применение обратной перспективы в деталях. Новые черты выражены в большей материальности фигур, особенно
лиц ангеловполных, округлых и светлых по окраске, в богатом натюрморте на столе, довольно правдиво передающем формы сосу-
дов XVII в., овощи и фрукты. Наибольший интерес представляет трактовка заднего плана с могучим деревом, напоминающим вяз,
горкой и портиком итальянского типа, изображенным в правильной линейной перспективе. Этот портик взят с картины Веронезе, ко-
торую Ушаков знал по гравюре (западные гравюры были хорошо известны мастерам Оружейной палаты).
В 1680 г. Симон Ушаков написал икону «Тайная вечеря» для Троице-Сергиева монастыря, в которой дана интересная попытка
передать интерьер с применением линейной перспективы, довольно свободная группировка апостолов вокруг стола, более разнообраз-
ная трактовка лиц (особенно выразителен образ Иуды).
Ушаков работал не только в области стенописи, иконописи и портретной живописи (масло, холст). Он известен также как гравер
и рисовальщик, с рисунков которого делали гравюры другие мастера второй половины XVII в. Из гравюр, выполненных на медных
досках, особенный интерес представляет гравюра «Семь смертных грехов», в которой Ушаков обнаруживает редкое для того времени
знание форм человеческого тела. Художник изобразил обнаженную фигуру грешника с повязкой на глазах и цепями на руках и ногах.
На согнутой спине его сидит верхом дьявол с уздой и бичом в руках; через спину грешника переброшены два связанных лукошка с
животными и птицами, олицетворяющими смертные грехи (собака, змея, козел, медведь, лягушка и лев). Сзади стоит павлин с распу-
щенным хвостом (гордость). Все изображения свидетельствуют о довольно верной передаче натуры. Фигура грешника дана в смелом и