Культурология. Головашин В.А. - 58 стр.

UptoLike

Составители: 

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII–XIX ВВ.

Тема 7. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII–XIX вв. (4 часа)
Развитие культуры и образования в России XVIII в. Наука и искусство XVIII в. Национальные традиции и заимствование запад-
ноевропейской культуры, утверждение светскости в официальной культуре. Церковная реформа Петра I. Дворянское сословие и
формирование дворянской культуры. Просвещенный абсолютизм. Екатерина II и Дидро. Русские просветители в России: Новиков,
Радищев. Первые сатирические журналы. Становление и развитие русского литературного языка. Система светского образования.
Гражданское градостроительство. Ведущие художественные стили XVIII в.: классицизм и сентиментализм. Формы реакции на
идеологию просвещения: масонство дворян, религиозное сектантство крестьян. «Русская идея» в литературе и философии. Наполео-
новская война и романтизм. П.Я. Чаадаев и А.С. Пушкин о России. Славянофилы и западники о русской истории и перспективах раз-
вития страны. Мыслители русского «религиозного ренессанса» о судьбах России: В. Соловьев, К. Леонтьев, П. Флоренский. Феномен
русской интеллигенции. Социальный статус: между народом и властью. Проблема свободы и социального освобождения. Образ на-
рода и крах народнических иллюзий интеллигенции конца XIX в. Рождение новых стилей в поэзии, живописи, музыке и на театральной
сцене. Наука и техника XIX в.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII в. (2 часа)
Восемнадцатый век в области культуры и быта Россиивек глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки и
усиления угнетения трудящихся. Курная изба и прекрасные творения русских архитектороввсе это существовало в одно и то же вре-
мя, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.
На грани XVIII–XIX вв. в России числилось 550 учебных заведений, насчитывающих 62 тысячи учащихся. Эти цифры показыва-
ют подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой. В России в среднем училось лишь
два человека из тысячи.
В народных училищах обучались дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. В одних и тех же классах
учились и малыши, и 22-летние мужчины.
Учебниками в училищах были «Азбука», книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л.Ф. Магницкого и
«Грамматика» М. Смотрицкого, «Часослов» и «Псалтырь». Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех
до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.
Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школыобщеобразовательные училища
для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Во второй половине XVIII в. отставной сол-
дат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне, и в городе (вспомним отставного сержанта Цыфиркина из «Недорос-
ля» Д.И. Фонвизина, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цифирной премудрости»). Солдатские дети составляли основную
массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные шко-
лы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе.
Второй тип школ в России XVIII в. – это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, ин-
ституты благородных девиц и т.д., – всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тысяч дворянских детей. Они давали
широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики
участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионычастные и госу-
дарственные: Смольный институг благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т.д.
К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. В XVIII в. их насчитывалось 66, в них обучалось 20
393 человека. Это были также сословные школы, предназначенные для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали.
Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее обра-
зование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.
Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и
др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего око-
ло 1,5 тысяч человек, они играли важную роль в развитии культуры России.
Подготовка специалистов велась и через университетыАкадемический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существо-
вавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова. Студенты философского, юридического и медицинского
факультетов Московского университета помимо наук по своей специальности изучали также латынь, иностранные языки и русскую
словесность.
Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную ти-
пографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д.И. Фонвизин, позднее А.С.
Грибоедов, П.Я. Чаадаев, будущие декабристы Н.И. Тургенев, И.Д. Якушкин, А.Г. Каховский.
Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной России нельзя объяснить простой случайностью, капри-
зом природы, прихотью судьбы. Предшествовавшее развитие русского общества подготовило великие достижения XVIII в., когда рус-
ская наука, освобождаясь от пут средневековья, переживала своеобразное Возрождение. Русская наука XVIII в. нуждалась в таких ти-
танах, и не случайно именно в Российской академии прославили свои имена открытиями мирового значения физик и химик Ломоно-
сов, математики Эйлер и Бернулли.
Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой
науки. Но не их трудами и не усилиями «просвещенной монархини» Екатерины II была создана русская наука. Она создавалась рус-
ским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М.В. Ломоносов и М.Е. Головин (математик), солдатские дети И.И. Лепе-
хин, С.П. Крашенинников и В.Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А.К. Нартов, гидротехник
и строитель калмык М.И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И.И. Пол-
зунов, «нижегородский посадский человек», механик Академии наук И.П. Кулибинвот подлинные творцы науки и новой техники в
крепостной России.
Ломоносов М.В. выступил в качестве ученого-новатора не только в точных и естественных науках, но и в области наук общест-
венных. Он не был профессионалом-историком, но его исторические труды по праву занимают видное место в русской науке. Он бо-
ролся с теорией Байера и Миллера о норманнском происхождении государственности Руси, на основе критического изучения истори-