Культурология. Головашин В.А. - 59 стр.

UptoLike

Составители: 

ческих источников создал обобщающий труд «Древняя Российская история», в котором писал, что не с призвания варягов начинается
история нашей Родины и что русский народ и язык его «простираются в глубокую древность».
Ломоносовым созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впо-
следствии А.С. Пушкиным. Ломоносов много сделал и для развития русского искусства. Он возродил забытое с XII в. искусство мо-
заики, способствовал выдвижению таких видных художников и скульпторов, как Ф.С. Рокотов и Ф.И. Шубин.
Ломоносов не был одинок. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую. Основоположник
русской минералогической школы, сын придворного музыканта В.М. Севергин много сделал для развития идей Ломоносова в минера-
логии и геологии. Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. Имена С.И. Челюскина и братьев Лаптевых навечно
остались на географических картах Севера нашей Родины. Исследования выдающегося натуралиста, путешественника и этнографа
И.И. Лепехина открыли для русской науки богатства Поволжья, Урала и Сибири.
Академия наук в 60 – 70-х гг. XVIII в. провела пять экспедиций, обследовавших огромные территории.
Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России. В 1793 г. вышел первый в России медицинский
жур-нал – «Санкт-Петербургские врачебные ведомости». Вторая четверть XVIII в. является временем становления исторической науки
в нашей стране. Начинается собирание и издание исторических источников. Крупнейший историк этого времени В.Н. Татищев работа-
ет над своей «Историей Российской», в которой делает попытку связно изложить события русской истории с древнейших времен. Ра-
ботой Татищева пользовался в «Древней Российской истории» М.В. Ломоносов, из нее исходил и М.М. Щербатов, создавая в 70-х гг.
XVIII в. свою «Историю Российскую от древнейших времен», и ряд других историков позднейшего времени (Карамзин, Соловьев,
Ключевский, Покровский).
Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс, которые были оторваны от достижений куль-
туры, жили далекими от нее интересами. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов в фольклоре, вызванных к жизни
изменившимися историческими условиями.
Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А.С. Пушкин ценил
в них «печать живой современности».
В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчествабылины, сказки, пословицы, поговорки,
бытовые песни и т.д.
В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть на-
печатаны из-за цензурных препятствий. То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные
документы. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхожденияв пародийной челобитной к
богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листытакова картинка «Бык не захотел быть быком», где в
иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.
Русский демократический театр XVIII в. показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разо-
блачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца.
Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. – становление русского классицизма, идейной основой которого
была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах
могущества абсолютной монархии.
Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они
стремились придать этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: «Чтобы ничего неугодного
не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».
В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме были сильны просветительные тенденции и резкая обли-
чительная сатирическая направленность.
В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Третьяковского, М.В. Ломоносова, А.П.
Сумарокова. Сын молдавского «господаря» Антиох Дмитриевич Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основопо-
ложником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления, он создатель жанра сатиры. Третьяковский В.К. своими
теоретическими трудами способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических произведениях новое идейное содержа-
ние не нашло соответствующей художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской оды М.В. Ломо-
носовым, для которого и эта форма, и обращение к монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного процесса.
Традиции русского классицизма проявились в сочинениях А.П. Сумарокова и его школы (М.М. Херасков, В.И. Майков, Я.Б.
Княжнин и др.). Сумароков А.П. положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях он часто обращается к теме
восстания против царизма (политическая трагедия «Дмитрий Самозванец»).
С 70-х гг. XVIII в. русский классицизм в литературе переживает кризис; обострение социальных противоречий и классовой
борьбы приводит к проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские мотивы появились в трагедии Я.Б.
Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего литера-
турного направления классицизм становится литературой узких реакционно-крепостнических кругов.
Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и изобразительном искусстве. Он определил облик Петербур-
га, где строили В.И. Баженов, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, а также иностранные архитекторыГ. Камерон, Д. Кваренги и др. Рус-
ские архитекторы успешно решали важнейшие задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью замыс-
ла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к монументальным торжественным образам. Особо следует отме-
тить старое здание Библиотеки имени В.И. Ленина (бывший Дом П.Е. Пашкова) в Москвевысшее достижение творчества Баженова,
блестящий образец классицизма. Идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные здания, созданные русскими
архитекторами второй половины XVIII в., например, здание Сената в Московском Кремле (М.Ф. Казаков), Таврический дворец в Пе-
тербурге (И.Е. Старев).
Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была человечность. Русские мастера создали образцы монументальной
скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых заме-
чательных памятников этой эпохипамятник Петру I работы Э.М. Фальконе. Фигура Петра, простершего вперед руку, ритмически
связана с конем, а все изваяниес мощным постаментом, каменной скалой весом в 80 тысяч пудов. Глубина мысли, героическое ис-
толкование образа, патетичность художественного замысла делают «Медного всадника» поэзией истории, символом великого истори-
ческого призвания России. Недаром к образу Петра I, железной рукой вздернувшего Россию над «краем бездны», неоднократно обра-
щались русские мыслители и в последующие века.
Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А.П. Лосенко «Владимир и Рог-
неда» и «Прощание Гектора с Андромахой», картина Г.И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в живописи сказалась
больше ограниченность классицизмаотвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам
античных образцов.